Для чего нужно мыть руки перед едой. Урок ежедневной гигиены. Как правильно мыть руки


Каждый из нас еще с детских лет знает, что надо мыть руки перед едой, но многие не делают этого. Не так страшна грязь в лесу, деревне и на даче, как в городе. В городах болезни грязных рук расцвели пышным цветом, потому что почва для их развития весьма благодатная: общественный транспорт, магазины, школы, больницы. Вокруг нас – люди, а соответственно болезнетворные микроорганизмы: кишечная палочка, стафилококки, стрептококки и другие бактерии. Поэтому так важно мыть руки перед и после посещения туалета, перед едой и после еды. Придя домой после прогулки, не поленитесь снять грязную одежду и вымыть руки. Если нет возможности избавиться от грязи и микробов с помощью воды, держите при себе влажные салфетки.


Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.


Человечество избавилось от многих болезней, научившись мыть руки. Но и сегодня, как и раньше, лозунги « Мойте руки перед едой!» и «Чистота рук – залог здоровья!» актуальны, так как мысль, заключенная в этих словах, является итогом длительных народных наблюдений и опыта. И не смотря на то, что эти правила давно и всем нам известны, выполняют их не все. Даже не смотря на вал патологий, высокую инвалидность, смертность, сокращение продолжительности жизни, население продолжает забывать о гигиене рук. А значит: человечество болело, болеет, и будет болеть оттого, что и в 21 веке приходится уговаривать граждан выполнять гигиенические правила.




Мытье рук перед едой должно стать обязательным атрибутом, в противном случае мы никогда не сможем предотвратить кишечные инфекции. Обратите внимание даже там, где существуют все условия для мытья рук, мыть их будут не все. А теперь представьте, что человек, будучи больным или просто с грязными руками пересчитывающими, минуту назад деньги сядет, с вами за стол и будет пользоваться солонкой. После этого вы возьметесь за тот же столовый прибор. И через время проблемы вам обеспечены. Так что мытье рук – не личное дело каждого, а обязательный элемент культурного человека.


Но умеем ли мы мыть руки? Как не парадоксально, но ответ будет: «Нет!!!». КАК МОЕТ РУКИ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. - Человек подходит к крану с явно загрязненными руками. Он берется за кран и открывает его. Водопроводный кран загрязняется. Помыв руки, человек снова берется за кран, чтобы закрыть воду. При этом, попавшие на кран до мытья микробы, снова оказываются на руках.. Не соблюдение элементарных правил гигиены приводит человека к болезни из – за собственного невежества.. Вот и живут многие: сначала, вопреки здравому смыслу, разрушая свое здоровье, а затем, прилагая огромные усилия, стремятся его поправить.


А следует поступать так: Начинать мытье рук следует с того, что мы снимаем с рук все украшения, часы, затрудняющие мытье. Руки надо мыть водой с мылом с внутренней и наружной стороны. Для мытья рук надо: открыть кран, помыть руки, после чего ополоснуть ручку крана с мылом и снова намылить руки, после чего можно спокойно закрывать водопроводный кран.


ПОМНИТЕ: - Намоченные и не отмытые руки, облегчают размножение микроорганизмов, вместо их удаления. - При использовании мыла в кусках должны использоваться мыльницы, позволяющие высыхать мылу между мытьем рук. - Чем больше пенообразование мыла, тем больше его эффективность при обработке рук. - Полотенце для рук должно быть не только чистым, но и сухим и менять его следует как можно чаще.



Мытье рук – банальная гигиеническая процедура, знакомая нам с детства. Мы совершаем это элементарное действие по несколько раз в день по привычке, не задумываясь о его значении и важности. А ведь по статистике причина каждого третьего случая заболевания желудочно-кишечными инфекциями – грязные руки. От того, как и чем мы моем руки, во многом зависит эффективность этой процедуры.

В чем опасность грязных рук? В течение всего дня мы прикасаемся к множеству разнообразных поверхностей – дверные ручки, кнопки лифта, поручни, перила, деньги. Таким образом, тысячи микроорганизмов переносятся на наши руки. Дальнейшее проникновение бактерий в организм может привести к возникновению таких опасных заболеваний, как дизентерия, холера, сальмонеллез, гепатит, брюшной тиф, гельминтозы (болезни, вызванные глистами), ротовирусные инфекции. Эти недуги получили название «болезни грязных рук». Многие из них протекают тяжело и приводят к осложнениям. Несмотря на то, что острые респираторные вирусные инфекции и грипп передаются в основном воздушно-капельным путем, 20% людей заражаются ОРВИ именно через руки. Например, достаточно после рукопожатия с больным человеком потереть рукой свой нос. Когда нужно обязательно мыть руки:
  • Перед едой или сервировкой стола;
  • После посещения туалета, общественных мест, после контакта с сильно загрязненными предметами, животными;
  • Перед обработкой ран, проведением медицинских и гигиенических процедур, надеванием или сниманием контактных линз;
  • После ухода за больным человеком;
  • После контакта с денежными знаками.
Как правильно мыть руки? Многие люди относятся к процессу мытья рук формально. Но некачественно проведенная процедура не приведет к нужному эффекту. Вот как это делать правильно:
  • откройте кран – оптимально использовать теплую воду;
  • намочите руки;
  • намыливайте руки, вспенивайте мыло трением руки об руку;
  • тщательно разотрите мыльной пеной кисти, пальцы, ногти, под ногтям, запястья, время растирания – 15-20 секунд;
  • тщательно смойте мыло;
  • закройте кран – в общественных местах закрывайте краны и прикасайтесь к дверным ручкам салфеткой или бумажным полотенцем;
  • после мытья вытирайте руки чистым полотенцем или бумажной салфеткой.
Какое мыло лучше использовать? Сегодня существует огромный ассортимент мыла для мытья рук – дорогое и дешевое, синтетическое и натуральное, жидкое и твердое, антибактериальное, увлажняющее, с различными ароматами и в разнообразных упаковках. При выборе мыла нужно знать:
  • Единственное свойство, которым должно обладать мыло для эффективного очищения рук – активное пенообразование. Все остальные свойства мыла на качество выполнения очищающей функции не влияют.
  • Ежедневное использование антибактериального мыла нежелательно, поскольку дезинфицирующие вещества, входящие в его состав, разрушают природные барьерные свойства кожи. Кроме того, клинические исследования подтверждают негативное влияние компонентов антибактериального мыла на организм человека. Обычное мыло, при условии правильного мытья рук, справляется с задачей очищения кожи ничуть не хуже антибактериального.
  • Для сухой, чувствительной кожи лучше использовать натуральные, увлажняющие сорта мыла – они не пересушивают кожу, не вызывают раздражения.
Что делать, если помыть руки нет возможности:
  • Протирайте руки влажной антибактериальной салфеткой. Такие салфетки пропитаны антисептическим раствором, что позволяет очистить кожу от загрязнений и болезнетворных бактерий.
  • Используйте антисептический гель – небольшое количество геля нанести на ладони и пальцы и разотрите по всей поверхности до полного высыхания.


Ученные из Мичиганского университета установили, что мытье рук также способствует нормализации психологического состояния человека, поскольку позволяет освободиться от негативной энергии, смыть невезение, чувство вины, сомнения, настроиться на правильное, позитивное поведение.

С раннего детства нам все говорили, что нужно обязательно мыть руки перед едой. На бесконечные вопросы «Почему?» следовал в большинстве случаев один ответ: чтобы убить всех микробов, которые накапливаются на руках в течение нескольких часов.

Мытье рук уже давно вошло в привычку, но вряд ли кто-то задумывается о том, как важно несколько раз в день дезинфицировать их. Как показывает статистика, невымытые руки довольно часто являются причиной желудочно-кишечной инфекции. На протяжении целого дня мы прикасаемся к различным вещам в общественных местах: ручкам дверей, кнопкам лифтов, продуктам в магазине, перилам, деньгам и т.д. Общественные места являются скоплением огромного количества микробов, из-за которых могут развиваться такие болезни, как дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, а так же различные ротавирусные инфекции, способные привести к осложнениям, если не начать вовремя лечиться. Конечно, большинство этих болезней передаются воздушным путем, но все же какая-то доля приходит и на заражение через прикосновения. Например, можно заболеть, потерев грязной рукой свой нос.

Мыть руки не просто водой, а с мылом – гарантия того, что большинство микроорганизмов будут уничтожены. Сейчас в магазинах представлен огромный ассортимент различных видов мыла, но главное, о чем стоит знать – мыло должно очень хорошо пениться. Все остальные свойства не так важны, потому что именно обильное пенообразование убивает микробы. Не стоит слишком часто использовать антибактериальное мыло, потому что со временем кожа рук привыкнет, и оно потеряет свои свойства. Тем более, клинические исследования показали, что некоторые компоненты могут отрицательно влиять на организм. Простое мыло, если им правильно мыть руки, справится даже лучше антибактериального.

Что же делать, если нет возможности помыть руки с мылом? Наверное, каждый оказывался в подобной ситуации. Ни в коем случае нельзя брать пищу грязными руками, потому что существует альтернатива мылу, которая должна быть под рукой у каждого человека:

1. Влажные антибактериальные салфетки

Это универсальное средство, которое можно носить как в сумке или кошельке, так и в карманах джинсов. Обычно салфетки находятся в небольшом закрытом пакете, который можно несколько раз открывать без какой-либо деформации, поэтому их очень удобно брать с собой. Влажные салфетки пропитаны специальным раствором, который способен хорошо очистить кожу рук от грязи и вредных микроорганизмов. Не стоит забывать, что со временем кожа привыкнет к компонентам, поэтому постоянно пользоваться салфетками не стоит.

2. Антисептический гель

Еще одна очень хорошая альтернатива мылу, которую очень удобно брать с собой. После того, как вы прикоснулись к грязной дверной ручке или перилам, возникает желание поскорее избавить от бактерий. Антисептический гель в этом плане очень удобен, потому что стоит всего лишь выдавить на руку небольшое количество геля и растереть его до полного впитывания в кожу. Гель так же обладает антибактериальным эффектом, который с успехом справляется с большинством микроорганизмов, но опять же, не стоит забывать, что кожа имеет свойство привыкать к компонентам.

Мытье рук – одна из самых эффективных гигиенических процедур. Она доступна любому человеку, препятствует массовому распространению возбудителей инфекционных заболеваний. Значительно снижает риск кишечных и вирусных инфекций.

Гигиена рук с мылом обладает широким спектром защиты.

Она показывает весомые профилактические результаты, стоит в одном ряду с вакцинацией. Как правильно мыть руки в современных условиях мы и расскажем в этой статье

В ряде ситуаций нужна обязательная гигиена мытья рук с мылом . Среди них выделяют следующие моменты:

  • перед работой с продуктами питания (особенно тщательно перед разделыванием мяса и после него);
  • перед тем, как приниматься за еду;
  • после посещения любых общественных мест: магазинов, детской площадки, автобусов и другого транспорта;
  • после прикосновения к деньгам – на них скапливается максимальное количество бактерий;
  • после физического контакта с животными или их отходами;
  • после того, как убрали квартиру;
  • если на руках есть любое очевидное загрязнение;
  • до и после любой медицинской процедуры: обработки ран, перевязке, массажа;
  • перед тем как ставите зубные протезы или линзы;
  • после возвращения домой с любой прогулки, даже если не посещали общественные места, поскольку в любом случае, прикасались к кнопке лифта, перилам или ручке входной двери;
  • после контакта с больными людьми (в особенности, болеющими инфекциями);
  • если вы чихаете или кашляете, прикрывая рот рукой. Бактерии осядут на ладони, их нужно обязательно смыть, чтобы не заражать других людей.
Это важно! Болеющий человек должен старательнее и чаще соблюдать гигиену рук, чтобы не допустить распространения инфекции на окружающих людей.

Нет четкого временного промежутка, когда требуется мыть руки. Помимо вышеописанных случаев, гигиену нужно совершать тогда, когда вы считаете нужным (например: вы прикоснулись к постороннему предмету и боитесь заразиться).






Алгоритм гигиены рук

Специалисты утверждают, что только 5 % всего населения правильно моет руки . Значительная часть жителей пренебрегает правилами, или вовсе не знает их.

Процедура, проведенная некачественно, не даст должного эффекта.

Алгоритм правильного мытья следующий:

  1. Откройте кран, включив теплую воду.
  2. Намочите руки и намыльте их мылом. Тщательно вымойте ладони, кисти, пальцы. Уделите внимание кожным покровам между пальцами, ногтям. Можно использовать и специальные щеточки для ногтей.
  3. Мойте руки 20 секунд или дольше, затем смойте мыло обильным количеством воды.
  4. В общественных местах закройте кран, используя локоть (если есть возможность) или бумажным полотенцем. Дома – рукой (если нет локтевого смесителя), но в процессе мытья сполосните и ручку крана.
  5. Насухо вытрите руки индивидуальным полотенцем.
Внимание! Не забывайте регулярно мыть кран, смеситель и остальную сантехнику квартиру дезинфицирующими средствами.

Как мыть руки с мылом детям

Через грязные руки передается значительное число инфекций. Дети любят пробовать на ощупь все вокруг, а потом тянут пальцы в рот.

Регулярное мытье рук будет главной профилактикой вирусных и кишечных заболеваний.

Педиатры советуют пользоваться следующим алгоритмом:

  • закатайте ребенку рукава, снимите с рук украшения (может быть, ребенок носит бижутерию);
  • включите теплую воду, намыльте ладони, пальцы, запястья, промежутки между пальцами;
  • мойте руки 20 секунд, затем смойте теплой водой;
  • насухо вытрите кожу.

Чтобы привлечь малыша к регулярной процедуре можно воспользоваться некоторыми хитростями:

  1. на личном примере показывайте, как нужно мыть руки. Это будет самым действенным методом;
  2. пусть ребенок сам выберет себе мыло, мыльницу, яркое и веселое полотенце;
  3. объясните ребенку, как правильно включать и выключать воду , научите его регулировать температуру;
  4. придумайте сказочные свойства, присущие мылу. Например: оно может одаривать красотой или делать смелым и сильным;
  5. купите и прочитайте веселую книгу о детской гигиене. Книга должна быть написана специально для детей.

Полезное видео: как правильно мыть руки для детей

На видео кукольные герои рассказывают как нужно мыть руки перед едой

Это важно! Если место для умывания неудобно для ребенка, то оборудуйте его маленьким стульчиком, чтобы малыш мог стоять самостоятельно и мыть руки.
  1. Не стоит слишком часто пользоваться бактерицидным мылом , хотя реклама и повторяет о его пользе. Оно смывает не только вредные бактерии, но и всю микрофлору, защищающую организм от инфекций. Пользуйтесь таким мылом, когда на коже есть ранки, трещины и другие повреждения.
  2. Если кожа склонна к аллергическим высыпаниям, то покупайте обыкновенное туалетное мыло без добавок и резких запахов. Лучше всего использовать детское мыло.
  3. При жирной коже пользуйтесь любым косметическим или туалетным мылом, а при сухой – сортами, содержащими ланолин или растительные масла (они восстанавливают слой жира).
  4. Перед мытьем следует снять все украшения – браслеты и кольца. Они затрудняют и сам процесс очистки рук и сушку. Кожу под украшениями трудно вымыть, на ней остается значительная часть патогенных микробов.
  5. Всегда используйте мыло или пенку. Чем больше пенки, тем лучше очищается кожа. Ополаскивайте намыленные руки большим количеством воды.
  6. Пользуйтесь индивидуальным тканевым полотенцем и меняйте его , как можно чаще.
  7. Руки мойте не менее двадцати секунд . Лучше всего мойте их в теплой воде, так как горячая сушит кожу.
  8. В общественных местах закрывайте кран локтем (если он оснащен локтевым смесителем) или бумажной салфеткой, которой вытирали руки, чтобы избежать контакта с грязной поверхностью смесителя.
ВАЖНО! Не забывайте тщательно сушить руки. Влажная кожа – это замечательный рассадник для микробов.

Гигиена рук по ВОЗ

Чистые руки медицинского персонала гарантируют высокую степень безопасности и ослабленных больных, и самих медиков. Всемирная Организация Здравоохранения выработала ряд требований, соответствующих качественной гигиене рук медперсонала. Профессор Дидье Питте, работающий в женевском университете, на факультете медицины, говорит:

– Чистота – залог безопасной медицинской помощи.

Выделяется пять главных требований гигиены рук по ВОЗ:

  • перед контактом с пациентом;
  • после окончания физического контакта с больным;
  • перед преступлением к любым медицинским процедурам;
  • после контакта с любыми вещами, с которыми мог контактировать больной;
  • после контакта с биологическими выделениями: кровь, слюна, кал.

Выделяется две особо опасных зоны : зона пациента – в нее входят все объекты, к которым касается больной (постельное белье, посуда, одежда) и зона лечебного учреждения, где лежит пациент.

И медперсонал, и сами больные должны соблюдать повышенную степень гигиены рук с мылом , контактируя с любыми вещами в палате или больнице.

Пациент может подхватить любое другое инфекционное заболевание, и иммунитет врача может ослабнуть и поддаться болезни при любом заражении.

Полезное видео: техника мытья рук по ВОЗ

Смотрите видеоинструкцию о том, как правильно мыть руки:

Как вымыть руки без мыла и воды

Нередки ситуации, когда необходимо помыть руки, а поблизости нет ни крана с водой, ни мыла. Это может случиться в дороге, в лесу, на пляже или же просто в квартире, когда без предупреждения отключают воду.

В этих случаях помогут специальные очищающие средства. Желательно иметь некоторые из них дома, в сумочке или машине.

  • Очищающие влажные салфетки – они есть у каждой женщины. Занимают мало места (их удобно носить в сумочке). Помогут быстро удалить грязь с рук. Есть салфетки с бактерицидным эффектом, некоторые разновидности позволяют снять макияж с лица.
  • Очистители для рук. Они могут быть расфасованы в разные упаковки, с дозаторами и без. Очистители продаются маленькими и большими объемами, имеют форму геля, лосьона, крема или пенки. Их лучше всего хранить в машине. Они специально предназначены для того, чтобы убирать грязь с рук в дороге. Справляются с техническим маслом, пылью и грязью. Основные средства: «Рукомой», «ABRO», «EXTREME», «Чистые руки».

Очищающие средства продаются в автомобильных магазинах. Перед покупкой внимательно почитайте этикетку. Выбирайте те очистители, которые рекомендованы органами здравоохранения.

  • Дезинфицирующие средства. Это могут быть любые антисептики, но содержание спирта должно быть не менее 60 %. Они хорошо дезинфицируют и помогут в том случае, если на руках нет видимых загрязнений (грязи или мазутного масла).
Внимание! Спиртосодержащие средства бессильны, если руки слишком загрязнены. Антисептики активно борются с невидимыми бактериями.

Полезное видео

Наши руки постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Ежедневно люди касаются сотен вещей, на которых могут находиться патогенные микробы. Мытье рук – важный аспект гигиены. Его нужно соблюдать и детям, и взрослым. Регулярное мытье рук с мылом способствует профилактике всех инфекционных заболеваний.

Среди «стандартных» обвинений Библии в абсурдности заметное место занимает недоумение по поводу приёма Иисусом и апостолами пищи «неумытыми» руками (Евангелие от Матфея 15:1-20, Евангелие от Марка 7:1-8, Евангелие от Луки 11:38-39) . Дополнительно библейские критики обвиняют Иисуса в словоблудии и грубости, т.к. в ответ на замечание фарисеев и книжников - учителей Израилевых! (Иоанн 3:10) - Он, вместо того, чтобы поблагодарить за справедливое замечание и подчиниться общепринятым правилам, устроил нелицеприятную распрю на тему лицемерия фарисеев.

Возражая своим оппонентам, христианские апологеты, как правило, сами того не замечая, подтверждают и «грязные» руки, и «передёргивание» темы Иисусом, а затем начинают искать оправдания Его девиантному поведению. Оказывается, нарушать правила гигиены - не грех; назвать человека слепым вождём, лицемером, исполненным хищения и лукавства - вовсе не значит его оскорбить и т.д. К сожалению, такой плоский, поверхностный подход к библейским текстам не редок.

На самом деле вопрос фарисеев был вовсе даже не о необходимости дезинфекции рук перед едой. Тщательное мытьё рук перед едой и вообще соблюдение санитарных норм - это не просто соответствует библейским положениям, это и есть требования Библии. Правила личной гигиены и прочие рекомендации по сохранению здоровья содержатся в обилии и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус не мог их оспаривать и выступать против Закона.

У Иисуса было очень мало времени. Сейчас и мы об этом знаем. Всё Его служение, начиная от Каны Галилейской и заканчивая крестом на Голгофе - это непрерывная, до предела сконцентрированная череда важнейших событий, определивших ход всей последующей истории человечества. Идеи, переданные человечеству Иисусом, применимы в любом времени, в любой географии, при любых обстоятельствах, в любой социальной и культурной среде. Каждое Его слово или поступок - золото, экстракт, квинтэссенция Божьего откровения, все они многогранны и многоаспектны. Чтобы сделать так много за такой короткий срок, Иисус отказался от всего постороннего. Ради проповеди Божьих заповедей Он отверг «все царства мира и славу их» (Матфей 4:8-10, а также Лука 4:5-8) , отказался от дома, от семьи (Матфей 12:49; Марк 3:34) , запретил ученикам отвлекаться даже ради похорон родственников: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лука 9:60, а также Матфей 8:22) .

Будучи пророком, самим Словом Божьим, существуя «от начала мира» (Евреям 9:26) , Иисус наверняка знал, что не только фарисеи, все поколения христиан и их противников каждое Его слово и каждый поступок будут рассматривать под микроскопом. Он не мог не осознавать Своей значимости и ответственности.

Иисус не мог себе позволить пустой болтовни. В данном эпизоде на прямой вопрос «зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Матфей 15:2, а также Марк 7:5) Он, как всегда, дал прямой, лаконичный и предельно точный ответ: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Матфей 15:3, Марк 7:8) .

Изрядную долю Моисеева закона составляют рекомендации по сохранению физического здоровья как каждого человека в отдельности, так и целого народа.

Это закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21) , запрет на употребление в пищу животного жира и субпродуктов(Левит 3:3-5, 9-11, 14-17; 7:23) , повеления отказаться от удавленины и растерзанного зверем (Исход 22:31; Левит 7:24; 17:15-16) , категорический запрет на употребление в пищу крови животных (Левит 3:17; 7:26-27; 17:10-14; 19:26; Второзаконие 12:16) и другие наставления о правильном питании. Это указания о семидневном трудовом ритме с шестью рабочими днями и одним обязательным выходным (Исход 16:23-30; 20:8-11; 31:13-17; 35:2-3; Левит 23:3-4; Второзаконие 5:12-15 и др.) , «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:14) . Это целый комплекс диагностических, профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, свод правил личной гигиены (Левит 12:1 - 15:33; 17:15-16; Числа 19:1-22; 31:19-42; Второзаконие 23:12-13 и др.) , а также указания для священников и левитов по ритуальной гигиене (Исход 30:18-38; Левит 22:3-8) . Это строгая регламентация сексуальной жизни: запрет браков между близкими родственниками (Левит 18:6-17) , разрешение половых контактов только в законном браке, запрет секса во время менструации, запрет гомосексуализма, скотоложства (Левит 20:10-21 и др.) и т.д.

Ветхозаветные пророки обогатили Моисеев закон массой новых рекомендаций и предостережений. Например: «Благо тебе, земля, когда... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Екклесиаст 10:17) ; «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32) ; «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, ... ноги её нисходят к смерти» (Притчи 5:3-5) .

В Новом Завете большинство правил здорового образа жизни подтверждены и прямо, и косвенно. Первый апостольский собор рекомендовал«воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деяния 15:29, а также 15:20) . Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13) . Павел заявил также, что «... для народа Божия еще остаётся субботство» (Евреям 4:9) . Многочисленные случаи исцелений в субботу (Матфей 12:10-15; Марк 3:2-5; 6:2-6; Лука 4:31-35; 6:7-10; 13:10-13; 14:1-4; Иоанн 5:5-9; 9:6-14) - красноречивые комментарии к словам Павла и к лозунгу Иисуса «суббота для человека» (Марк 2:27) . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20) .«Ибо воля Божия, ... чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:3-4) . Вклад Нового Завета в дело пропаганды здорового образа жизни трудно переоценить.

В то же время евангелисты Матфей и Марк рассказывают о случае, когда апостолы не умыли рук перед едой (Матфей 15:1-20; Марк 7:1-8) . В одном из эпизодов Евангелия от Луки сам Иисус принимал пищу неумытыми руками (Лука 11:38-39) . Во всех случаях это не было ошибкой. В ответ на упрёки фарисеев Иисус доказывал, что Он и апостолы поступают правильно. В чём же дело?

Давайте обратим внимание не лексику, которую использовали евангелисты. Я подчеркнул слова, на которые хочу обратить внимание, и привёл их греческие оригиналы.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают {3538 -νίπτω} рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: ...
11 не то, что входит в уста, оскверняет {2840 - κοινόω} человека, но то, что выходит из уст, оскверняет {2840 - κοινόω} человека. ...
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет {2840 - κοινόω} человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет {2840 - κοινόω} человека; а есть неумытыми {449 - άνιπτος} руками - не оскверняет {2840 - κοινόω} человека.
(© Евангелие от Матфея, глава 15)

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми {2839 - κοινος}, то есть неумытыми {449 - άνιπτος}, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв {3538 -νίπτω} тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись {907 - βαπτίζω}. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение {908 - βάπτισμα} чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми {449 - άνιπτος}руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения {909 - βαπτισμός} - кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
(© Евангелие от Марка, глава 7)

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл {907 - βαπτίζω} [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете {2511 - καθαρίζω}, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
(© Евангелие от Луки, глава 11)

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл {0633 - άπονίπτω} руки перед народом ...
(© Евангелие от Матфея 27:24)

10 Иисус говорит ему: омытому {3068 - λούω} нужно только ноги умыть {3538 - νίπτω}, потому что чист весь; и вы чисты, но не все ...
(© Евангелие от Иоанна 13:10)

0169 - άκαθαρτος - нечистый, неочищенный
0449 - άνιπτος - неумытый
0595 - άποθεσις - оставление, удаление, устранение
0633 - άπονίπτω - мыть, умывать, смывать
0907 - βαπτίζω - погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении), окунать
0908 - βάπτισμα - погружение, крещение
0909 - βαπτισμός - омовение, окунание, крещение
2511 - καθαρίζω - очищать
2839 - κοινος - общий, общественный; обычный, обыкновенный, скверный, нечистый
2840 - κοινόω - осквернять, делать или почитать нечистым
3068 - λούω - купать, мыть, омывать
3538 - νίπτω - мыть, умывать
4509 - ρύπος - грязь, нечистота
(© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 г.)

Для обозначения омытия рук евангелисты используют слова «νίπτω», «βαπτίζω», «λούω» и образованные от них. Понятие «нечистый» передаётся с помощью отрицательных предлога «ού» или приставки «ά» перед этими словами, а также словом «κοινος».

Пожалуй, проще всего начать со слова «βαπτίζω» («баптидзо»). Этот глагол означает церемониальное омовение и гораздо чаще в Синодальной Библии переводится как «крестить». Однокоренные слова «βάπτισμα» («баптисма») и «βαπτισμός» («баптисмос») означают «крещение» - ритуал очищения перед последующей службой Богу. Слово «βαπτιστής» («баптистэс») переводится как «Креститель» и используется исключительно в качестве имени Иоанна Предтечи (Матфей 3:1; 11:11; Марк 6:24-25; Лука 7:28 и др.) . Лучше всего о том, что за понятие обозначают слова этой группы, пожалуй, сказал апостол Пётр: «подобное сему образу крещение {908 - βάπτισμα}, не плотской нечистоты {4509 - ρύπος} омытие {595 - άποθεσις}, но обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21) . Примечательна антитеза, противопоставление апостолом омовения как гигиенической процедуры («ρύπος άποθεσις» дословно переводится как «грязи устранение») и ритуального омовения.

Понятия ритуальной чистоты и ритуальных омовений в иудаизме имеют древнюю историю. Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных(Бытие 7:2) в отличие от всех остальных. Очиститься призывал свой народ Иаков (Бытие 35:2) . Моисей посвятил обрядам очищения значительную часть своего Пятикнижия, в особенности книги Левит. «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» - молил Бога израильский царь Давид (Псалтирь 50:4, а также 18:13, 64:4 и др.) . «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» - оглашал волю Бога пророк Исаия (Исаия 1:16-17) .

К омовению и очищению призывали практически все библейские пророки. Причём речь шла вовсе не о личной гигиене, не о дезинфекции рук перед едой. «Кто может сказать: “я очистил моё сердце, я чист от греха моего?”» (Притчи 20:9) ; «... окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иезекииль 36:25) - все приведённые выше цитаты красноречиво говорят о том, что пророки имеют в виду: избавление от греха. Еврейское слово «כּפר » («кипур»), использованное в книге «Левит» при описании обрядов очищения, означает «искупить, загладить, аннулировать вину». В Синодальной Библии есть несколько вариантов перевода этого глагола на русский язык: «очистить», «умилостивить», «простить», «освятить» и другие. Главный библейский праздник, сердцевина богослужения - это «יום כּפר » («Йом Кипур»). Его часто называют «Судный День», но дословно «יום כּפר » означает «день очищения (искупления, избавления) от греха». Именно так этот праздник называется в православной традиции.

«умилостивлю его дарами» (Бытие 32:20) ;
«жертву за грех совершай» (Исход 29:36) ;
«для выкупа душ ваших» (Исход 30:15) ;
«для искупления душ ваших» (Исход 30:16) ;
«загладит священник проступок его» (Левит 5:18) ;
«Господь благий да простит каждого» (2-я Паралипоменон 30:19) ;

Вот что обозначает ветхозаветная идиома «очиститься». Этому понятию больше всего соответствует греческое слово «ίλάσκομαι»: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления {5162 - ίλάσκομαι} за грехи народа» (Евреям 2:17) .

В рассматриваемом нами эпизоде используется другая лексика. Со временем фарисеи и книжники нивелировали смысл обряда очищения и свели его к ритуальному омовению. Ко времени Христа в иудейской традиции прочно укоренилось множество ритуальных предписаний, не имеющих ничего общего с положениями Танаха. В разных случаях по разным поводам омовению подлежали лицо, руки, ноги, всё тело человека, а также различные предметы, одежда, посуда и т.д. (Марк 7:4) . Ритуально нечистого человека не допускали в Храм; не умыв руки, нельзя было сесть за стол.

Для обозначения процедур омовения евангелисты использовали разные термины. Слово «νίπτω» («нипто», возможно, напомнит читателям слово «Нептун») означает омовение рук (Матфей 15:2; Марк 7:3) , ног (Иоанн 13:10) и других частей тела. Слово «λούω» означает омытие тела целиком(Иоанн 13:10) . Полное погружение, окунание целиком человеческого тела или какого-либо предмета может обозначать уже рассмотренное нами слово «βάπτισμα». Омовение неживых предметов обозначается также словом «πλύνω».

Когда-то греческий язык имел множество диалектов. По мере объединения греческих городов-государств и последующей греческой экспансии сформировался единый, общий для всех язык. На нём самом он называется «κοινή» («койне»), что значит «общий». Родственное слово «κοινος», использованное евангелистами, означает «обычный, обыкновенный, обыденный, повседневный, для общего случая, для всех, то, что не прошло специальный обряд». Это определение может относиться к чему угодно: к предметам, одежде, еде, людям, народам, обрядам и т.д. (Марк 7:4) . По навязанным фарисеями представлениям, человек, использующий «общие, обычные» предметы, сам становится «обычным, как все, ритуально нечистым». Соответствующий глагол «κοινόω» означает «делать или полагать ритуально нечистым, обыденным, повседневным». Авторы синодального перевода пытались передать семантику этой идиомы с помощью слов «скверный» и «осквернять».

«Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом.»
(© Комментарий Баркли к Новому Завету)

Для омовений существовали специальные ёмкости - «מִקְוָה » («миква»). Миквы могли быть в виде чаши (как, например, в случае с умыванием рук Понтием Пилатом), ванны, бассейна и даже специально созданного водоёма. Миквы были в частных домах и в общественных местах. Для того, чтобы паломники могли очиститься перед посещением Храма, в Иерусалиме были устроены несколько купален, например Вифезда (Иоанн 5:2) и Силоам (Иоанн 9:7, 11) . В водах Вифезды «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн 5:3-4) .

Израильтяне очень активно ведут раскопки и реставрации мест Священного Писания. В этом им помогают археологи и меценаты всего мира.

Купальня Силоам. Этот водоём был обустроен царём Езекией, вода в него поступала по специально пробитому в скале Силоамскому туннелю из реки Гихон (4-я Царств 20:20, 2-я Паралипоменон 32:30) . Целью этого строительства было снабжение Иерусалима питьевой водой. Но к новозаветному времени Силоам стал ритуальным водоёмом. Для тех, кто не мог самостоятельно войти в бассейн, на берегу были размещены миквы в виде ванн и больших чаш.

Для совершения любого обряда ритуального омовения существовало обязательное предварительное условие - быть чистым. Далеко не во всех общественных миквах была проточная вода. Да и даже при этом условии одновременные гигиенические процедуры огромных масс (больных!) людей просто невозможны. Они чреваты эпидемиями, а подвергать опасности людей, рискуя их здоровьем, - противоречит положениям Священного Писания.

Невозможно себе представить, чтобы наместник Рима, представитель легата Сирии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат ходил с грязными руками. Очевидно, что омывание им рук - политическое шоу, ритуал, символ открещивания от участия в грязном деле. Нет никаких сомнений и в том, что Иисус и апостолы соблюдали все правила гигиены, равно как и все остальные наставления Танаха.

Когда фарисеи и книжники спросили у Иисуса, почему Он и его ученики не выполняют предписанный ими же ритуал, Иисус ответил, что этот обряд, как и многие другие, придуман людьми, не является Божьей заповедью и не обязателен для правоверного иудея. Более того, следование какой бы то ни было традиции вместо положений Закона, прикрывающееся благими лозунгами и святым именем Божьим, - лицемерно. Оно удаляет человека от Бога, обкрадывает и Бога, и человека. Поэтому Иисус назвал фарисеев лицемерами (Марк 7:6) , исполненными хищения и лукавства(Лука 11:39) .

Иисус напомнил ветхозаветный смысл понятия «очищение»: это осознание греха, его исповедание и искупление вины. Оно не имеет никакого сакрального смысла, не несёт в себе никакого таинства. Просто-напросто человек должен воздерживаться от беззакония, любить ближних, иметь добрую совесть и чистое сердце. Всё предельно ясно, просто и понятно: «Омойтесь, очиститесь; ... перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Исаия 1:16-17) .

Фарисейская обрядовость, деление предметов и людей на «чистые» и «нечистые» лишено смысла. Никакие ритуалы над предметами, едой и частями тела не способны заставить человека раскаяться и удалиться от греха. И, наоборот, использование «неосвящённых» предметов не может сделать сердце доброго человека чёрствым, не может породить порочные желания в истинно праведной душе.

P.S. Когда Пётр гостил в Иоппии у Симона кожевника, ему было видение. С неба опустилось полотно с разнообразными нечистыми животными. «И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного {2839 - κοινος} или нечистого {169 - άκαθαρτος}. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил {2511 - καθαρίζω}, того ты не почитай нечистым {2840 - κοινόω}» (Деяния 10:9-16) . Видение повторилось трижды.

Некоторые христиане считают, что этим Бог отменил ветхозаветный закон о чистой и нечистой пище и разрешил употреблять любое непотребство. Но это тоже примитивное, поверхностное толкование.
Вот вывод, к которому пришёл сам Пётр после долгих раздумий (Деяния 10:17, 19) над видением: «мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным {2839 - κοινος} или нечистым {169 - άκαθαρτος}» (Деяния 10:28) .

Так же, как и рассказы евангелистов о неумытых руках апостолов, этот фрагмент Писания не имеет никакого отношения к вопросу о здоровом образе жизни. Это «процедурный» вопрос, здесь говорится о неспособности каких-либо обрядов и ритуалов очистить или осквернить человека, о неправомочности деления людей на «чистых» и «нечистых». «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44-47) .

В 1896 году учёные из Оксфорда Бернард Гренфелл и Артур Хант начали раскопки в районе древнеегипетского города Оксиринх (греч. Οξυρρυνχος - «город остроносой рыбы», на коптском языке город называется Пемдже). Со времением там было найдено огромное количество папирусов, в том числе содержащих раннехристианские тексты («оксиринхские евангелия»). Эти папирусы относят к периоду от I в. до н.э. до VII в. н.э.
Полагаю, для понимания слов и поступков Иисуса было бы полезно знать, как их понимали Его современники. Ведь они принадлежали одному с Ним культурному слою, знали все тогдашние обычаи, говорили на одном языке, использовали одни и те же идиомы и фразеологизмы, пользовались единым категорийным аппаратом. Благодаря археологической находке столетней давности у нас есть счастливая возможность узнать, как воспринимали тему немытых рук первые христиане.

3 И он взял их (учеников) с собой в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор Храма.
4 И главный жрец из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже твои ученики не вымыли ног своих?
5 Нечистыми вы вошли во двор Храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни.
6 И Спаситель остановился со своими учениками и спросил его: А как же ты, который находишься здесь во дворе Храма, ты чист?
7 И он сказал Ему: Я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды.
8 И только тогда я вошел и созерцал эти святыни.
9 Тогда Спаситель сказал ему: Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются (благовониями) и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков.
10 Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит (с небес).
© Папирус из Оксиринха, автор и точное время написания неизвестны

В этом эпизоде никто не употребляет пищу, но претензия у фарисея та же самая: неисполнение предписанного ритуала омовения. Тот же и ответ Спасителя: в понимании автора текста, установленные обряды омовения бесполезны. Гигиенические процедуры сравниваются с make-up проституток. Оксиринхский папирус, по-моему, - убедительное подтверждение выводов моей работы. Рассматриваемые эпизоды Евангелий не имеют отношения ни к еде, ни к гигиене, они показывают отношение Иисуса к обрядовости (как и Матфея 23:25-28).
Спасибо!

© Игорь Шиповский, июль-октябрь 2008 года

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0