История храма рождества пресвятой богородицы в путинках. Церковь рождества богородицы в путинках Храм рождества пресвятой богородицы в путинках иконы

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.

История Успенского храма

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку . По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта - на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки - это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название - Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.

Строительство каменного храма

Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.

Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.

Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.

На церковном погосте были возведены постройки , в которых расположились:

  • Священник.
  • Дьякон.
  • Дьячок.
  • Женщины, выпекающие просвиры.

Святыни храма Успения Божией Матери

В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.

Среди них находятся иконы с изображением:

Особо почитаемая икона из Царьграда

К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда . Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.

В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.

Ремонт и разрушение Успенского храма

В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма - 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.

В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.

Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды - постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.

Сокращение территории и возвращение в лоно церкви

Со временем здание было окружено пристройками , которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.

Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.

Расписание богослужений

Храм в Путинках

Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.

Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы - это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.

Расписание служб:

  • В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
  • В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
  • Начало Всенощного бдения в - 18−00.

Собор Успения Божией Матери в Москве

Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля , на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 - 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.

Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения - это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.

Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.

Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня - куполом.

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид . Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды.

Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также - металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки . Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора.

Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос - это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

Московский храм в XV - XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы . В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год . Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Успенский собор в XVII веке

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

События XVIII - XX веков, связанные с Успенским храмом

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

В Храм Рождества Богородицы в Путинках

Нарядный белоснежный храм Рождества Богородицы в Путинках в стиле "русского узорочья" виден от самого начала Малой Дмитровки. После завершения строительства храма в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, эта церковь оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве. В настоящее время это и единственное сохранившееся старинное украшение Пушкинской площади, а ранее Страстной.

Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье - церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
1. Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была построена в 1649-1652 годах. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную трёхшатровую церковь Рождества Богородицы 1625 года. Название Путинки слобода получила от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг - дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

2. На строительство из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась динамичной и живописной.

3. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон. Разнообразно декоративное убранство всех частей храма - от шатров до нижних окон. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности - так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

4. Самая заметная черта - маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Шатры непохожи один на другой - маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками.

5. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится горка кокошников в три яруса.

6. Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-"слухов" в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

7. Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864 году выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957 года и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.

8. После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935 году. В 1930-х годах там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нём устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене".

9. В 1990 году было принято решение о передаче храма верующим. Большой вклад в его восстановление внёс театр им. Ленинского комсомола, в котором по инициативе Александра Абдулова с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы . Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II).

Из истории

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию - каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.

Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.

Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара - это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз - красочная композиция в виде горизонтальной полосы.

Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках - это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова.

С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках строили на рубеже 40—50-х годов XVII века. Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остается загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего — погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внес свою лепту царь Алексей Михайлович. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь .

История храма Рождества Пресвятой Богородицы

Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился еще в 1625 году. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города.

Это был деревянный трехшатровый храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковью на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, ее век также оказался недолгим — она погибла в пожаре 1648 года.


Саша Митрахович 01.03.2017 17:34


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — относительно небольшая приходская церковь. Высота здания от основания до креста —30 метров, высота основного помещения — несколько более и метров. Расстояние между солеей и западной стеной — всего три метра. Площадь помещения, отведенная прихожанам, равняется примерно 40 квадратным метрам. Стены выполнены из кирпича и белого камня, пол выложен современными каменными плитами.

Рождество-Богородицкий храм в Путинках необычен, его не спутаешь с какой-нибудь другой церковью. На его стенах трудно найти ровную поверхность — настолько сложна его композиция, настолько разнообразен и богат его декор.

Основной объем храма Рождества Богородицы в Путинках не поражает большими размерами. По форме он напоминает сильно вытянутый прямоугольник, увенчанный снаружи тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. С востока к храму примыкают низкие апсиды, с запада — довольно вместительная и не очень высокая трапезная. На южной стороне находится придел во имя му-
ченика Феодора Тирона. На северной стороне размещен придел с декоративным шатром на световом барабане. Между ним и северной стеной храма высится шатровая колокольня.

Декор необыкновенно разнообразен. Так, в завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В фасадной части придела иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» из шести колонок верхнего яруса четыре отличаются от нижних. Горизонтальная тяга словно делит здание на две половины. При взгляде со стороны кажется, что храм — двухэтажный.

Среди архитектурных «родственников» Рождество-Богородицкой церкви можно назвать, помимо столичной церкви Троицы в Никитниках, московские храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, ярославский храм Илии Пророка.


Саша Митрахович 02.03.2017 09:13


Интерьер Рождество-Богородицкого храма выглядит достаточно скромно. Прежний иконостас в советские годы, когда церковь использовалась не по назначению, оказался утрачен. Впрочем, какие-то интерьерные детали удалось сохранить.

Стены храма выложены специальным формованным кирпичом в стиле «русского узорочья». Они покрашены в белый цвет. Совершенно не факт, что изначально так оно и было, но советские реставраторы середины XX века приняли решение, что интерьеры церкви XVII века нужно красить белым. Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи XVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы.

До наших дней сохранилась возведенная на рубеже XVII—XVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен , с северной — святой Пантелеймон, с южной — , а с восточной — .

Вход в придел расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа.

Достаточно традиционные для русской храмовой архитектуры галереи и притвор здесь отсутствуют. Фактически изъята и центральная зона, что встречается еще реже. В то же время подобная конструкция направлена на то, чтобы максимально сохранить «интимность» общения с Богом. Едва войдя в храм, прихожанин приближается к солее и алтарю. Высота основного помещения — чуть более и метров. Увидеть свод можно только в приделе иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где службы совершаются редко.