Сколько din в резиновой краски. Простой метод определения вязкости краски для ее нанесения пистолетом. На что влияет вязкость
ВЗ-4, DIN4, сек | FORD4, сек | Физическая вязкость, сантипауза |
---|---|---|
11 | 10 | 20 |
12 | 12 | 25 |
14 | 14 | 30 |
16 | 18 | 40 |
20 | 22 | 50 |
23 | 25 | 60 |
26 | 30 | 80 |
30 | 35 | 100 |
34 | 40 | 120 |
38 | 44 | 140 |
42 | 50 | 160 |
45 | 54 | 180 |
49 | 58 | 200 |
52 | 62 | 220 |
Какие есть стандарты чашек для измерения вязкости?
Для чашек существует несколько стандартов: воронки ВЗ-246 (по российскому ГОСТ 9070-75), европейский аналог DIN (DIN 53211-87), а также воронки FORD (ASTM D 120087) для американских продуктов. Это чашки в виде усечённого конуса с широким горлышком и узким отверстием определённого диаметра, расположенным снизу.
В соответствии с европейским стандартом существует пять чашек одинаковой формы вместимостью 100 мл, но с разным диаметром нижнего отверстия - 2, 3, 4, 6 и 8 мм. Чашки FORD имеют отличающиеся от этого ряда отверстия.
|
---|
Рис. 1. |
|
---|
Рис. 2. |
Как определить вязкость лакокрасочного материала с использованием воронки ВЗ-246, DIN4
Для определения вязкости лакокрасочный материал наливают в чашку до краёв при зажатом нижнем отверстии. Затем отверстие открывают, и жидкость начинает вытекать.
Чем больше диаметр отверстия, тем больше физическая вязкость испытуемого продукта при одном и том же времени вытекания.
Время, требуемое для измерения вязкости с помощью воронки, минимально (2-3 минуты), но данный тест позволяет достаточно точно определить один из основных параметров материала.
Смотрите видео определения вязкости с помощью вискозиметра ВЗ-246
Динамическая вязкость по Брукфильду
Вязкость ЛКМ с выраженной псевдопластичностью определяется на аппаратуре, позволяющей фиксировать скорость течения (например, по методу Брукфильда ).
Для определения динамической вязкости используют вискозиметры Брукфильда. Принцип работы вискозиметра Брукфильда ротационный. Измерение вязкости осуществляется посредством пересчета крутящего момента, необходимого для вращения шпинделя прибора с постоянной скоростью при погружении его в исследуемую среду.
Это минимум, что Вам надо знать по этому способу определения вязкости, потому что маловероятно, что Вы будете его использовать.
Все производители лакокрасочных материалов обязаны указывать поставочную вязкость своих продуктов на упаковке
С помощью вышеописанного теста легко проверить, не подвергался ли материал каким-либо изменениям во время поставки, которая часто осуществляется через посредников.
После добавления в лакокрасочный материал разбавителя его вязкость значительно снижается. Кроме снижения вязкости материала это также приводит к сокращению его сухого остатка и, следовательно, толщины лакокрасочной плёнки.
Однако, сухой остаток довольно сложно проверить без специальных лабораторных условий, но можно проконтролировать вязкость ЛКМ и сопоставить её с данными на оригинальный продукт из технической спецификации.
Изготовители указывают количество добавляемого разбавителя (по весу или по объёму), необходимого для придания лакокрасочному материалу рабочей вязкости для нанесения оборудованием определённого типа.
Это количество устанавливается производителем ЛКМ и является действительным при стандартных условиях, которые включают в себя температуру окружающей среды и лакокрасочного материала 20 С и влажность воздуха 50%. На практике данные условия выполняются очень редко.
Если температура лакокрасочного материала ниже, его вязкость увеличивается, и, следовательно, требуется большее количество разбавителя для придания продукту необходимой технологичности.
Вязкость краски ярче всего характеризует ее пригодность к использованию и ее характеристики – насыщенность цвета, равномерность покрытия, яркость. Материал должен хорошо растекаться, но не стекать. Это свойство так же определяет и технические особенности нанесения. Различают несколько видов вязкости:
Вязкость бывает разной, оптимальная это когда краска не стекает, а ложиться ровно Вязкость может быть абсолютной (динамической), относительной и условной. Вязкость – это характерное свойство жидких материалов оказывать сопротивление перемещению одной их части по отношению к другой при течении. Вязкость является одним из отличительных качеств олифы. В зависимости от состава и способа нанесения на поверхность (кистью, валиком или краскопультом), краски должны иметь определенную консистенцию, которую можно определить с помощью вискозиметра. Он представляет собой открытую сверху конусовидную воронку, обращенную острием вниз, которая имеет внизу отверстие определенного диаметра. Этот прибор замеряет время истечения количества испытуемой жидкости из сосуда со специальным, калиброванным отверстием.
Процесс измерения вязкости лакокрасочных материаловПеред проверкой, необходимо добавить в эмаль 10-15 % воды (или растворителя, в зависимости от вида ЛКМ). Погружаем измерительный прибор в тару с жидкостью и одновременно с поднятием прибора засекаем время. Время, за которое эмаль полностью вытекает из сосуда через отверстие и является показателем. В качестве секундомера можно использовать обычный телефон или часы. Размер отверстия используемого вискозиметра зависит от вида ЛКМ. Как правило, оно бывает от 2 до 8 миллиметров. Всего в мире насчитывается около 40 видов данных приборов, обладающих разной площадью, величиной отверстия, геометрией и объемом.
Самые распространенные вискозиметры – Shell, Zahn, В3-234 (они применяются как для строительных эмалей, красок или олифы, так и в печатной промышленности). Хорошая вязкость качественной олифы и краски считается при показателях 22-24 секунды, но у разных типов материалов эти показатели могут отличаться, данную информацию можно найти на упаковке (если нет, то можно уточнить у продавца). Так, вязкая олифа может высохнуть за 12 часов, а более жидкая – за 24. Вязкость для более густых материалов определяют шариковым вискозиметром (типа 83). В этом случае измеряется время прохождения стального шарика от метки до метки внутри стеклянной трубки, в которой находится испытуемый материал. Так можно измерить вязкость старой олифы, если она сильно загустела.
Отклонения от нормыПри любом несоответствии параметрам, заданным производителем, могут возникнуть трудности с нанесением материала. Если жидкость обладает слишком высокой вязкостью, то это затруднит ее прохождение через отверстие краскопульта, и эмаль будет наноситься на поверхность неровно. При слишком низких показателях, эмаль будет стекать с поверхности, могу появиться разводы и непрокрашенные участки. Слишком большая вязкость краски не позволит проходить ей, через отверстие краскопульта Благодаря измерению вязкости можно так же проверить и качество материала – добавлялся ли какой-то растворитель в краску производителем или дистрибьюторами, или нет. Так как некоторые дилеры могут смешивать краску с дешевым некачественным растворителем, с целью понижения стоимости материала, как хорошего конкурентного преимущества. Воднодисперсионные (водоэмульсионные) краски – это краски с диспергированными в водной среде основой и пигментами. Они образуют эмульсию. Диспергированы в водной среде – это не разведены, а “включены”. Вода не разводит, но разжижает компоненты, которые в ней находятся. Итак, и какие имеет технические характеристики? Содержание статьи о технических характеристиках водоэмульсионной краски
Основные технические характеристики водоэмульсионной краски ВЭАК 1180Одним из самых популярных материалов для окраски внутренних и внешних стен является . Характеристики краски: 1. Вид – акриловая краска. 2. Цвет – белый. 4. Расход – 150 гр. на м2. 5. Состав для разбавления – вода. 6. Время высыхания – 1 час. Водоэмульсионная краска вэак разрабатывается по ГОСТам, поэтому и соответствует рассмотренным выше показателям. Состав водоэмульсионной краскиСостав краски может отличаться в зависимости от и требуемых характеристик. Мельчайшие частицы полимеров входят в состав водоэмульсионной краски. Они находятся в подвешенном состоянии водной среды. Это основа водоэмульсионной краски. К ней производители присоединяют самые разнообразные вещества. Эти добавки и определяют каждую марку краски. В состав водоэмульсионной краски входят загустители, антисептики, пластификаторы и диспергаторы, пеногасители, антифризы и прочие добавки. Назначение водоэмульсионной краски зависит от соотношения этих компонентов. Поливинилацетат, акрилат или версатат, бутадиен-стирол или стирол-акрилат, входят в состав краски в качестве пленкообразователя. Для насыщенного белого цвета в состав водоэмульсионной краски, преднамеренно вводят белый пигмент (оксид цинка или диоксид титана). Мел используют для недорогих красок, он же осуществляет функцию наполнителя. Используют для этой цели и другие наполнители, такие как кальцит, барит, слюду и тальк, но чаще всего наполнитель производят комплексный, присоединяя несколько минералов сразу. Также в краску добавляют особый загуститель, чтобы придать ей нужную консистенцию. С этой же целью часто в водоэмульсионку добавляют карбоксиметилцеллюлозу (клей КМЦ). Роль растворителя исполняет деминерализованная вода. Пропорции вхождения некоторых компонентов зависят от марки краски. Все же общая картина такая: пленкообразователь – 40-60% (водная дисперсия 45-70%), пигменты и наполнители – 30-40%, пластификаторы – 5-10%, прочие добавки – 5-10%. Это процентные отношения состава водоэмульсионной краски. Свойства водоэмульсионной краски:
Видео: Окраска стен водоэмульсионной краской.
На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы. На что влияет вязкостьСамо понятие, думается, разъяснений не требует. А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.
Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет. Слишком сильно , впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени. Типичная причина появления потеков — слишком густая краска. Измерение вязкостиЕдиницыОтечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения? Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее. Методика и инструментДля замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей.
Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра? Инструкция проста до смешного:
Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю. Оптимальные значенияОптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.
В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит. Особый случайОсобняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие. Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?
Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?
Оборудование для вязких материаловКак устроен краскопульт для вязких красок? Каким образом отличить его по внешнему виду?
Коктейли бывают разные, и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, – это ведь, по сути, тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как. Сегодня вы узнаете ИнгредиентыПрежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего). Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски. В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, также как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна. Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра. Делаем замесПрежде чем заправить пистолет, следует смешать составляющие приобретенной краски. Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия. ПосудаВажно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и корректно отмерять их количество. Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.). Мерные емкости выпускаются разных объемов, начиная от 100 мл и чуть ли не до полуведра Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов. Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали - и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам. Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово ПропорцииПри том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого. Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Напоминаем: в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем. Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (естественно, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено). ДобавкиОписание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов. Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz. При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте . Измеряем вязкостьЛюбой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованному значению. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность, и получить покрытие необходимой толщины с запланированными свойствами — красивое и прочное.
Зачем?
ФильтруемПриготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок краскопульта должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественной поверхности нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности. Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить! Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки Основные ошибкиДобиваться стабильно высокого качества выполняемых работ можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет. А между тем, игнорирование технологических требований остается основной (!) причиной дефектов и ошибок. Как говорится, «…уж сколько раз твердили миру»… Но «свободные нравы» всегда были и будут: краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем о строго определенных «сроках жизни» приготовленных к использованию продуктов. Например, за час лак меняет вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли трапезничать, возвращаемся минут через 50, а у него уже все 40! Само-собой, применять материал уже нельзя. Но часто ли кто-нибудь считается с подобной «мелочью»? Часто ли кто-нибудь помнит о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом ). Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным. Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов. Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше. Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем Ну а то, что отверждать акриловые материалы можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другого производителя — получим другой полимер с совершенно иными свойствами. Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и в таком положении хранить. Популярное |