Задание номер 6 егэ по русскому теория. Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками. Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа

  • знать правила образования форм различных частей речи;
  • выбрать из пяти строк строку с ошибкой, выписать слово в правильной форме.

Теория

Имя существительное

Образование множественного числа:

Формы на Ы - И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, договоры, контейнеры, полисы, прожекторы, склады, возрасты, выборы, порты, кремы, торты

Слова на А - Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, округа, паспорта, погреба, сорта

Образование форм родительного падежа множественного числа :

Форма на ОВ - ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, много платьев

Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, галош, яблок, отряд солдат, много блюдец, макарон, полотенец, серёг, яблонь, много оладий

В паре следует запомнить: носков, но чулок ("носков" можно запомнить как фамилию).

Употребление существительных разного рода:

хороший шампунь, новое метро, кашне, пальто

Имя прилагательное

Существует две степени сравнения: сравнительная и превосходная. Каждая из них имеет две формы: простую (одно слово) и составную (два слова).

Сравнительная простая: хуже, лучше, меньше, больше.
Сравнительная составная (более/менее + слово в начальной форме): более хороший, менее плохой, более вкусный, менее горячий.

Превосходная простая: лучший, худший, прекраснейший, красивейший.
Превосходная составная (самый + слово в начальной форме): самый хороший, самый плохой, самый красивый, самый горячий.

Смешение этих форм и степеней ошибочно: более худший, самый красивейший, менее лучший, более позднее.

Имя числительное

Образование и изменение форм составных числительных :

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово : в две тысячи пятнадцатом году, после одна тысяча девятьсот семнадцатого года (речь должна идти о чем-то порядковом, в заданиях ЕГЭ это преимущественно годы).

В составных количественных числительных склоняются все слова : расплатился двумя тысячами пятьюдесятью рублями, я объелся пятью тысячами тремястами семьюдесятью ягодами (речь должна идти о количестве чего-либо).

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части. Если Вам трудно, разложите числительное пополам и спросите себя, как бы Вы склоняли первую часть, если бы у Вас было, к примеру, не восемьдесят, а восемь, не четыреста, а четыре?

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти

Склонение числительных от двухсот до девятисот:

И.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Р.п. двухсот, трёхсот, четырёхсот, пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот
Д.п. двумстам, трёмстам, четыремстам, пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам
В.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Т.п. двумястами, тремястами, четырьмястами, пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами
П.п. (о) двухстах, трехстах, четырехстах, пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах

Склонение числительных: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. (о) сорока, девяноста, ста

Обратите внимание: когда слово "сто" одно, то оно имеет только две формы - "сто" и "ста", когда оно входит в состав числительного (типа "пятьсот"), оно может превращаться и в "сот", и в "стами", и в "стам", и в "стах".

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Употребление собирательных числительных:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

Числительное "оба" - для мужского и среднего рода: оба окна, оба друга. Числительное "обе" - для женского: обе сестры, обе тропинки.

Местоимение

Образование форм:

Неверно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких ручек, сколько ребят.
Верно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько ручек, скольких ребят.

* Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь "из них", "от них", то говори и "среди них" . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Неверно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Верно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Обратите внимание : у глагола "пылесосить" есть форма 1 л. ед. ч - "пылесошу"!

Неверно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут, вызоровит.
Верно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят, выздоровеет.

Образование форм повелительного наклонения :

Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить - (ты) езди, (вы) ездите
Положить - (ты) положи, (вы) положите
Класть - (ты) клади, (вы) кладите
Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

Образование форм прошедшего времени:

Неверно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Не надо добавлять "НУЛ" там, где и без него можно обойтись.
Верно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Деепричастие

Если деепричастие заканчивается на "я", то оно должно быть несовершенного вида (чаще всего без приставки). Если причастие заканчивается на "ев", то оно должно быть совершенного вида (чаще всего с приставкой). Это правило распространяется не на все деепричастия, некоторые из них все-таки образуют совершенный вид с помощью суффикса "а" ("я"), например, "подойдя".

Неверно: посмотря, сложа, прочитая.
Верно: посмотрев, сложив, прочитав.

Исключения: устойчивое сочетание "сложа руки".

Наречие

Образование наречий :

Неверно: оттудова, открываются вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам.
Верно:оттуда, отрываются внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .

Образование сравнительной степени наречий :

Неверно: плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее.
Верно:плохо - хуже, красиво - краси´ вее, хорошо - лучше.

Практика

Пример 1

Большинство форм словообразования усваивается нами еще в детстве, поэтому смело ищите то, что режет Вам слух и глаз, то, что выглядит и звучит странно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

На первый взгляд все выглядит и звучит хорошо, ничто не вызывает сомнения. Но, если присмотреться, станет ясно, что ошибка в слове "выздоровит", ведь правильно "выздоровеет".

Пример 2

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Слова "полотенец" и "блюдец" можно запомнить в паре, они в родительном падеже звучат именно так. Слово "выборы" у всех на слуху, и в его правильности мы не сомневаемся тоже. Если свериться с информацией выше, то окажется, что "профессора" тоже верно. Текст можно "выправить", а вот "туфлей" - неверная форма. Правильный ответ - "туфель".

Пример 3

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

Ответ сразу бросается в глаза: неверно говорить и писать "едь", неверно даже "езжай", верно только "поезжай".

Наверное, это самое «неприятное»задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте те моменты, в которых сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 6

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

Разнообразие грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико. Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

Существительные в именительном падеже

Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я
Бухгалтеры Адреса
Возрасты Векселя
Выговоры Вороха
Диспетчеры Директора
Договоры Доктора
Инженеры Катера
Инструкторы Кителя
Компрессоры Кузова
Конструкторы Купола
Контейнеры Н едра
Лекари Окорока
Месяцы Округа
Плееры Повара
Полисы Погреба
Порты Профессора
Почерки Пояса
Пудели Сорта
ректоры Стога
Слесари Сторожа
Слоги Тополя
Снайперы Хутора
Столяры Штемпеля
Табели Якоря
Токари
Торты
Тренеры
Флигели
Фронты
Шофёры

Запоминаем пары:

Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Курица – куры

Полено – поленья

Судно – суда

Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

Фрукты и овощи:

Одежда и обувь:

Бахил Гольфов
Ботинок Джинсов
Бутс Лампасов
Валенок Носков
Гетр
Кроссовок
Мокасин
Панталон
Погон
Сапог
Тапок
Туфель
Чулок
Шаровар
Шорт
Эполет

Национальности:

Армян Монголов
Башкир Таджиков
Болгар Хорватов
Бурят Якутов
Грузин
Лезгин
Осетин
Румын
Татар
Турок
Туркмен
Цыган

Группы людей по роду деятельности:

Единицы измерения:

Учим, учим, учим:

Окончание ОВ, ЕВ

Нет окончания ОВ, ЕВ

Бронхов Гнездовий
Георгинов Запястий
Заморозков Копий
Консервов Кушаний
Нервов Ожерелий
Рельсов Оладий
Верховьев Печений
Кореньев Побережий
Комментариев Поверий
Лохмотьев Подземелий
Низовьев Ружей
Платьев Сидений
Подмастерьев Солений
Устьев Ущелий
Хлопьев Угодий
Увечий

Окончание ЕЙ

Нулевое окончание

Будней Басен
Гантелей Брызг
Кеглей Вафель
Ладоней Дел
ПростынЕй (простЫнь) Кочерёг
Распрей Кухонь
СкатертЕй Макарон
Чукчей Манжет
Яслей Нянь
ПЕтель
Сабель
Серёг
Сплетен
Сумерек
Цапель
Шпрот

Род имен существительных

Мужской, средний род Женский род
Рояля, роялем Антресолью
Рельса, рельсом Бандеролью
Тюля, тюлем Виолончелью
Шампуня, шампунем Мозолью
Повидла, повидлом Кроссовку, кроссовкой
Плацкарту, плацкартой
Тапку, тапкой
ТУфлю, тУфлей

Сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную форму. Более красивее, самый красивейший, наиболее тончайший – это грамматическая ошибка.

Склоняем числительные

40, 90, 100

Р. П. Д. п. Т. п. П. п.

Сорок, девяносто, сто Сорока, девяноста, ста

50, 60, 70, 80

Р. П. «нет»

Д. п. «дать»

Т. п. «горжусь»

П. п. «думаю о»

пятидесяти пятидесяти пятьюдесятью пятидесяти
шестидесяти шестидесяти шестьюдесятью шестидесяти
семидесяти семидесяти семьюдесятью семидесяти
восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью и восьмьюдесятью восьмидесяти

Здесь вызывает трудность творительный падеж. При склонении разделите числительное на две части и произнесите отдельно: восемью домами, десятью домами.

200, 300, 400 и 500, 600, 700, 800, 900

При склонении этих числительных разделите их на две части и вместо слова сот подставляйте нога. Их окончания совпадут: двух ног – двухсот; пятью ногами – пятьюстами.

двухсот двумстам двумястами О двухстах
трехсот тремстам тремястами О трехстах
четырехсот четыремстам четырьмястами О четырехстах
Пятисот Пятистам Пятьюстами Пятистах
Шестисот Шестистам Шестьюстами Шестистах
Семисот Семистам Семьюстами Семистах
Восьмисот Восьмистам Восемьюстами Восьмистах
Девятисот Девятистам Девятьюстами Девятистах

Различия в склонении составных количественных и порядковых числительных

У составных количественных числительных склоняется каждое слово, а у порядковых – только последнее. Сравните:

Нет двух тысяч пятисот сорока двух слов – нет две тысячи пятьсот сорокового чемодана;

Двумя тысячами пятьюстами сорока словами – две тысячи пятьсот сороковым чемоданом.

Порядковые числительные, заканчивающиеся на -сотый, -тысячный, миллионный, -миллиардный , пишутся в одно слово. Они похожи на сложные прилагательные: первая часть в таких словах стоит а родительном падеже. Сравните: трехсотого – трехголового; трехсотым – трехголовым; о четырехтысячном – о четырехметровом .

Полтора, полторы, полтораста

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т. д.) употребляются

1) с именами существительными, называющими лиц мужского пола, словами дети, люди, ребята: двое друзей, трое братьев;

2) с существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят;

3) с существительными, имеющими форму только множественного числа: четверо, ножниц, трое брюк.

Оба (обоих, обоими, обоим) употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба брата, обоих сердец .

Обе (обеих, обеими, обеим) употребляется с существительными женского рода: обе сестры, по обеим сторонам .

Местоимения

1. В русском языке не употребляются ихний, ихняя, ихние и т. п. Надо использовать его, её, их .

2. После предлогов у личных местоимений появляется буква Н: с ней, без него, для них.

Глаголы

  1. 1. Повелительное наклонение
лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите
  1. 2. Спряжение глаголов
ездить езжу ездит ездят
лазить лажу лазит лазят
махать машу машет машут
жечь жгу Жжёт, жжёшь жгут
испечь испеку испечёт испекут
стеречь стерегу стережёт стерегут

3. Суффикс –СЬ после гласных: встретились (неправильно встретилися ), договорились .

4. «Вежливое слово» - извините (неправильно извиняюсь )

5. По стричься, по скользнуться, по черк, но под черкнуть, на смехаться

6. Выздороветь – выздоровею

обессилеть – обессилею

7. Сохнуть –сох

промокнуть – промок

замерзнуть – замерз

окрепнуть – окреп

Деепричастие

У деепричастий несовершенного вида (что делая?) суффиксы -А, - Я: говоря (неправильно говорив ), скучая (неправильно скучав ).

У деепричастий совершенного вида (что сделав?) суффикс -В, -ВШИ: прочитав, поговорив (неправильно поговоря), обидевшись (не обидясь).

Вернемся к заданию . Проанализируйте каждый ответ, найдите в объяснении ту часть, где встретилось это или подобное слово. (Ошибка: МАКАРОНОВ. Правильно: МАКАРОН.)

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И Окончание множественного числа им. падежа А/Я
Бухгалтер Адрес
Возраст Вексель
Выговор Ворох
Грифель Директор
Драйвер Доктор
Диспетчер Катер
Договор Китель
Инженер Кузов
Инструктор Купол
Компрессор Колокол
Конструктор Кучер
Контейнер Ордер
Лекарь Окорок
Месяц Округ
Плеер Повар
Полис Погреб
Порт Профессор
Почерк Пояс
Прожектор Паспорт
Пудель Сорт
Ректор Стог
Редактор Сторож
Слесарь Тенор
Свитер Терем
Трактор Тополь
Снайпер Хутор
Столяр Штемпель
Табель Якорь
Токарь Фельдшер
Торт Отпуск
Тренер
Флигель
Фронт
Шофёр
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

  • сорока, девяноста, ста

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

лечь ляг лягте
ехать езжай езжайте
ездить езди ездите
глядеть гляди глядите
махать маши машите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
класть клади кладите

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
  3. Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
  4. Ищем неверно написанное слово.
  5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Шестое задание демонстрационного варианта 2018

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. по ОБОИМ сторонам
  3. звучит не менее ГРОМКО
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
  3. Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
  4. Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.

Ответ: обеим

Первый вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ПОЕЗЖАЙ прямо
  2. белых ГОЛЬФ
  3. лучшие ТРЕНЕРЫ
  4. ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
  5. СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
  3. Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
  4. Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.

Ответ: гольфов

Второй вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.

Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.

Третий вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МЕНЕЕ чёткий
  2. икра из БАКЛАЖАНОВ
  3. ПОМАХАЙ рукой
  4. административные ОКРУГА
  5. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
  3. Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
  4. Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Образование слов

Для выполнения данного задания нужно хорошее знание теории. Что нужно знать?

    Падежные формы имен числительных

    Употребление собирательных числительных

    Употребление ОБА, ОБЕ

    Употребление числительных полтора, полтораста

    Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных

    Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов

    Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

Склонение собирательных числительных оба, обе

Мужской и средний род

Женский род

оба студента, стола, письма

обе студентки, книги

обоих студентов, столов, писем

обеих студенток, книг

обоим студентам, столам, письмам

обеим студенткам, книгам

обоих студентов, оба стола, письма

обеих студенток, обе книги

обоими студентами, столами, письмами

обеими студентками, книгами

об обоих студентах, столах, письмах

об обеих студентках, книгах

Склонение количественных числительных

B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками.
Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

Склонение числительных
50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

двумстам

пятистам

пятьдесят

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

девяносто

девяноста

девяноста

девяносто

девяноста

о девяноста

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Сравнительная степень образуется:

1) синтетическим способом; средством выражения степени сравнения являются суффиксы -ее- (-ей-), -е, -ше-;
2) аналитическим способом; средством выражения степени сравнения являются дополнительные слова более – менее;
3) супплетивным способом; средством выражения степени сравнения является мена основ: хороший – лучше, лучший; плохой – хуже, худший; маленький – меньше.
Сравнительная степень прилагательного имеет две формы: простую и составную.
Простая форма сравнительной степени образуется от основы прилагательного путём прибавления суффиксов:
1) -ее (-ей): кругл-ый – кругл-ее (кругл-ей); прекрасн-ый – прекрасн-ее (прекрасн-ей); длинн-ый – длинн-ее (длинн-ей); протяжн-ый – протяжн-ее (протяжн-ей);
2) -е, если:
а) основа прилагательного оканчивается на г, к, х, д, т, cm с последующим чередование согласного основы: жарк-ий – жарч-е; дорог-ой – дорож-е; тих-ий – тиш-е; молод-ой – молож-е; богат-ый – богач-е; чист-ый – чищ-е;
б) прилагательное имеет суффикс -к- (-ок-, -ек-) с последующим усечением суффикса и чередованием согласного основы: низк-ий – ниж-е; узк-ий – уж-е; высок-ий – выш-е; близкий – ближ-е;
3) -ше, если основа прилагательного оканчивается на г, к с последующим усечением этих согласных: далёк-ий – даль-ше; долг-ий – доль-ше; тонк-ий – тонь-ше.
Формы степеней сравнения на -ее (-ей), -е, -ше могут сочетаться с приставкой по-, которая привносит добавочное значение смягчения степени преобладания качества; ср.: больше – побольше; интереснее – поинтереснее; веселее – повеселее; теснее – потеснее; тяжелее – потяжелее; вкуснее – повкуснее.
Ряд прилагательных имеют вариантные формы сравнительной степени: большой – более, больше; далекий – далее, дальше; долгий – долее, дольше; поздний – позднее, позже; ранний – ранее, раньше; маленький – менее, меньше.
Не все качественные прилагательные образуют простую форму сравнительной степени:
1) прилагательные с суффиксом -ск- (-еск-): комический, трагический, дружеский, братский, ханжеский;
2) некоторые прилагательные с суффиксом -н-: кровный, ручной, больной, ранний, лишний;
3) прилагательные с суффиксом -ов- (-ев-): даровой, деловой, рядовой, боевой, массовый;
4) многие отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: вялый, гнилой, усталый, хриплый, сиплый;
5) некоторые прилагательные с суффиксом -к-: зыбкий, дерзкий, ломкий, липкий, топкий, робкий, падкий, цепкий, зябкий;
6) некоторые непроизводные прилагательные: ветхий, гордый.
Сложная форма сравнительной степени образуется у всех прилагательных, называющих признак, способный проявляться в большей или меньшей степени. Она образуется путём прибавления к положительной степени дополнительных слов более, менее; например: более важный, менее ласковый.
Превосходная степень показывает, что данный признак предмета проявляется в наибольшей или наименьшей степени по сравнению с аналогичным признаком в другом предмете, например: глубочайший; самый яркий; наиболее узкий.
Простая форма превосходной степени образуется от основы положительной степени прилагательного путём прибавления суффиксов:
1) -ейш-: бел-ый – бел-ейш-ий; богат-ый – богат-ейш-ий; храбр-ый – храбр-ейш-ий; чудесн-ый – чудесн-ейш-ий;
2) -айш- к прилагательным с основой на г, к, х и с последующим чередованием согласных: высок-ий – высоч-айш-ий, глубок-ий – глубоч-айш-ий, тих-ий – тиш-айш-ий.
Наблюдаются некоторые особенности в образовании превосходной степени:
– прилагательное тяжкий образует превосходную степень с чередованием ж//г и к//ч: тяжкий – тягчайший;
– прилагательные близкий, низкий образуют превосходную путём прибавления суффикса с усечением производящей основы и последующим чередованием согласных з // ж: близкий – ближайший, низкий – нижайший.
Не все качественные прилагательные образуют простую форму превосходной степени:
1) прилагательные с суффиксом -ск-, -еск-: братский дружеский, вражеский, бесовский, адский, уродский;
2) некоторые прилагательные с суффиксом -н-: родной, дельный, кровный, склочный, избыточный;
3) прилагательные с суффиксом -ов- (-ев-): передовой, деловой, дармовой, боевой, ключевой, лобовой, круговой, легковой;
4) отглагольные прилагательные с суффиксом -л-: горелый, бывалый, плесневелый, задубелый, усталый;
5) некоторые прилагательные с суффиксом -к-: броский, веский, падкий, липкий, сыпкий, зоркий, цепкий, терпкий;
6) прилагательные с суффиксами -аст-, -ист-: глазастый, бровастый, клыкастый, слоистый, изгибистый, рукастый, языкастый;
7) некоторые непроизводные прилагательные: частый, гордый, молодой.
Сложная форма превосходной степени образуется двумя способами:
1) путём прибавления дополнительных слов самый, наиболее, наименее к положительной степени сравнения прилагательного, например: самый обаятельный, самый чуткий, наиболее сладкий, наиболее густой, наименее широкий, наименее смешной. Этот способ продуктивен даже для тех прилагательных, которые не имеют простой формы превосходной степени, например: самый дружеский, самый боевой, наиболее изгибистый, наиболее дельный, наименее дружеский, наименее броский;
2) путём прибавления слов всех, всего к простой форме сравнительной степени прилагательного, например: важнее всего, милее всех.

Нормативное формообразование некоторых глаголов:
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать.
В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать.
При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредото­чивать.

При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут.
Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).
Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте).
При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш: ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!
Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.
Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.
Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).

При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса: глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.
У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).

При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе: бежать – беги, бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги; звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений: атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься.

Целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Нормативное образование именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных не имеет определенных правил(!), т.е. нужно запоминать эти слова.
Осилил теорию? Тогда самое время приступить к выполнению вариантов задания 6 из ЕГЭ по русскому языку!

Тестовые варианты для задания 6 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Пример 1:

ЛЯГТЕ (на пол)
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
уважаемые ПРОФЕССОРА

Пример 2:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КАСТРЮЛЬ
шире ПЛЕЧ
свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРАХ
НАПОИВ чаем
НАДЕТЬ наушники

Пример 3:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ОБОИХ учеников
ВЕКТОРЫ движения
ЛЖЁТЕ
в ТЫСЯЧУ девяностом году
день ИМЕНИН

Пример 4:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

известные ЛЕКТОРЫ
пара ЧУЛОК
ИЗРЕШЕЧЁННЫЙ
ЗВОНЧЕЕ
КЛАДИ

Пример 5:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

страховые ПОЛИСА
ПОЛУТОРА ставок
КОНТЕЙНЕРЫ
мы не ЛЖЁМ
Северный и Южный ПОЛЮСЫ

Пример 6:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВЫСОХНУЛ на солнце
звонят КОЛОКОЛА
несколько пар СЕРЁГ
знал много БАСЕН
ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

Пример 7:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ ТЫСЯЧИ девятом году
ИХ часы
посадили двадцать ЯБЛОНЕЙ
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
наиболее ЯРКО

Пример 8:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ЧУЛОК
цену БЛАГОРОДСТВА
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
ВЗГЛЯНЬ
пять АБРИКОСОВ

Пример 9:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ
НАИБОЛЕЕ удачно
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками
ЕХАЙ прямо
новых ПОЛОТЕНЕЦ

Ответы:

    шестьюстами

    километров

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.