Чем обезжирить пластиковую поверхность. Обезжиривание окрашенной поверхности. Виды растворов для обезжиривания

Прежде чем покрыть какую-либо поверхность краской либо склеить детали, ее нужно как следует очистить. Недопустимо, чтобы на ней была жировая пленка, грязь и пыль. Чем обезжиривают поверхности разного типа перед нанесением на них лакокрасочных материалов и для чего это необходимо? Об этом ниже.

Зачем нужно обезжиривать?

Если не удалить с поверхности все остатки загрязнений, это может отрицательно повлиять на адгезию с материалом для отделки и сократить его долговечность после нанесения. В результате клей или краска будут соединяться не с поверхностью, а со слоем пыли и жира. С помощью растворителя можно обезжирить поверхность любого типа. Для таких работ также используются другие средства. Обезжириванию подлежат основания из металла, пластика, стекла, дерева.

Если нужно устранить жировую пленку на поверхности из пластика или металла, можно воспользоваться салфеткой, смоченной в растворителе. Этот метод уместен в случае, если предстоят лакокрасочные работы. Что касается подготовки автомобильных кузовов, то такой способ не подойдет. Чем обезжиривают поверхности в таком случае? Лучше всего подбирать специальные составы проверенных производителей.

Обезжиривание с использованием уайт-спирита


Этот органический растворитель может применяться для обработки кузовов авто на начальном этапе работ. В дальнейшем следует использовать смесь на основе спирта и ортофосфорной кислоты. Такой состав отлично устраняет следы жира с металлических поверхностей.

Стоит учесть, что уайт-спирит не вступает в реакции, поэтому можно не переживать о том, что кузов авто будет поврежден. Это средство также не растворяет лакокрасочное покрытие.

Большое преимущество такого растворителя заключается в его доступной стоимости, поэтому многие автомобилисты решают обезжирить поверхность растворителем, не вкладывая в это лишних средств.

Чтобы убрать жир с поверхности из металла, можно также воспользоваться трихлорэтиленом. Это средство активно вступает в контакт с алюминием. При этом происходит выделение горючих веществ, что может привести к возгоранию, если авто попадет в ДТП.

Обезжиривание металла

Если предстоит задача осуществить покраску какого-либо изделия, имеющего металлическую поверхность, изначально важно уделить внимание ее обезжириванию. Кроме этого, нужно устранить различные заусенцы, грязь и ржавчину. Чем обезжиривают поверхности такого типа? Этот вопрос довольно актуальный, поскольку ассортимент подобной продукции довольно широкий. Чаще всего для этого используется растворитель 646, сольвент, ксилол или обычный бензин.

Использование воды или растворов на основе моющих средств крайне не рекомендуется, поскольку после просушивания поверхности из металла на ней проступят следы ржавчины. Не менее эффективен для таких процедур органический растворитель. Важно, чтобы салфетка, которой будет протираться поверхность, не имела ворса. Лучше всего взять кусок ситцевой ткани белого цвета. Его нужно смочить в составе и протереть поверхность до того момента, пока на ней не будет оставаться следов загрязнений.

После таких манипуляций металлическая поверхность обретет блеск и гладкость. Когда обезжиривание закончено, необходимо дождаться полного высыхания обрабатываемого участка. После этого можно приступать к грунтовке или покраске.


Еще одно средство, которое хорошо обезжиривает поверхность – спирт. Однако такая процедура подразумевает большие затраты, если участок, который предстоит обработать, имеет немалую площадь.

Использовать для очистки поверхности бензин не следует, поскольку на ней могут оставаться частицы компонентов состава.

Пластиковая поверхность


Если говорить о том, чем обезжирить поверхность в домашних условиях, которая выполнена из пластика, то все зависит от того будет ли она окрашиваться либо склеиваться. Важно отметить, что пластик достаточно тяжело соединяется с деталями, сделанными из другого материала. Проводить очистку нужно с использованием тряпки из натуральной и состава с обезжиривающим эффектом. С этой целью можно использовать средство на основе спирта. Применение растворителя 646 и ацетона запрещено, поскольку верхний слой поверхности может оказаться поврежденным. Для обезжиривания также уместно воспользоваться медицинским или техническим спиртом.

Если предстоит работа с пластиковыми элементами, нужно сперва обработать небольшой участок и пронаблюдать за реакцией.

Обезжиривание стекла и дерева


Что касается того, чем обезжиривают поверхности из дерева или стекла, то с этой целью также используются разные средства. Если на дереве имеются остатки смолы, старого лакокрасочного покрытия, то их нужно ликвидировать путем очистки щеткой с металлической щетиной или наждаком.

Если грязь слишком въелась и устранить ее такими методами не получается, можно воспользоваться рубанком. Этот инструмент поможет убрать слой загрязнения и исключит дальнейшие работы, связанные с обезжириванием.

С помощью органических растворителей можно устранить старую краску. Распределять их на поверхность нужно с помощью валика.

Тот, кто не осведомлен о том, чем обезжиривают поверхности из дерева, часто допускает ошибку и использует для этого бензин. Такое средство не справится с разрушением остатков грязи и слоя краски.

Для обезжиривания поверхности из стекла можно воспользоваться универсальным растворителем или спиртом. Такой материал стойко выдерживает воздействие агрессивных препаратов, поэтому его можно использовать без опасения.

Если стоит вопрос, чем обезжирить поверхность перед склеиванием, то для этого также подойдут вышеперечисленные средства.

Обезжиривание окрашенной поверхности

Склеивание окрашенных поверхностей нежелательно, однако могут возникнуть ситуации, когда такой процесс неизбежен. В таком случае поверхность нужно зашкурить. Чем обезжирить поверхность перед склеиванием, если она уже предварительно окрашена? Достаточно будет пройтись по ней влажной тряпкой и устранить всю пыль. Применять для этого растворители не рекомендуется, так как это может повредить слой нанесенной краски.

Обезжиривание с помощью антисиликона


Антисиликон – еще одно средство, которое хорошо справляется с устранением жира и грязи с поверхности кузова авто перед его окрашиванием. Такого плана состав не оказывает разрушающего воздействия на металл и слой краски. Средство быстро высыхает и отлично расщепляет жиры.

Заключение

Процедура обезжиривания поверхности перед покраской или склеиванием крайне важна. Чтобы эти работы были успешно проведены, нужно учесть все тонкости процесса, узнать, чем обезжиривают поверхности разного типа и подобрать самое оптимальное средство.

Перед покраской, наклеиванием обоев поверхности должны быть специально обработаны, не должно быть жировой пленки, пыли, грязи, остатков прошлых покрытий. Посмотрим, чем можно обезжирить поверхность.

Что такое обезжиривание? Грязь и пыль на поверхности существенно снижает адгезию поверхности с отделочным материалом. Долговечность нанесенного покрытия или качество склеивания будет низким. Клей или лакокрасочные материалы будут соединяться не с поверхностью, а с грязевым слоем. Обезжиривают металлы, пластик, стекло, древесину и другие материалы по той причине, что масляные или жировые участки, которые всегда имеются на основаниях, также препятствуют адгезии красок или клеев. Посмотрим, чем можно обезжиривать поверхности перед покраской.

На видео: зачем обезжиривать деталь перед покраской.

Средства для обезжиривания

Для борьбы с жировыми пленками на металлических, пластиковых и любых других поверхностях все еще применяют безворсовую салфетку, смоченную растворителем. Это допускается, если необходимо окрасить что-то в домашних условиях. Такой поход допускается при условии, если обрабатываться будет небольшой по площади участок. Для подготовки автомобильных кузовов такой вариант не подходит. Давайте посмотрим, чем лучше обезжирить поверхность перед покрасочными или любыми другими работами.

Поверхность автомобиля лучше обрабатывать именно специальными составами. Данная группа препаратов по заверениям производителей и специалистов уверенно побеждает не только жировые пленки, но и грязь вместе с последствиями коррозии.

Это органический растворитель, знакомый каждому. Уайт-спиритом обрабатывают кузова автомобилей в самом начале работ. Далее на тонких этапах подготовки применяют спирт и ортофосфорную кислоту – раствор смешивается в определенной пропорции. Данный продукт способен тщательно убрать следы жира с металлических поверхностей.

Уайт спирит не вступает в реакции, поэтому нет риска, что в кузове появится дыра. Также не растворяет уайт-спирит и лакокрасочное покрытие, даже если оно не цельное и имеет потертости или царапины.

Учитывая низкую цену уайт спирита, большинство автомобилистов использует это средство в гаражных условиях – не существует ничего проще, чем обезжирить кузов автомобиля этим растворителем. Единственный минус – очень сильный и характерный запах. Следует применять этот материал с алюминием и его сплавами.

Но существуют и другие препараты, позволяющие убирать жир с металла. Один из таких средств – трихлорэтилен. Это один из самых известных органических растворителей. Он активно контактирует с алюминием. При этом выделяются горючие вещества – это может стать причиной возгорания при попадании автомобиля в ДТП. Трихлоэтилен при соединении с водой образует липкую массу, удалить которую не так уж просто.

Если нет других вариантов, чем обезжирить автомобили, данный препарат подойдет. Но действует он лишь при идеально сухой поверхности.

Бензины, ацетоны, дизель

Начинающие, далекие от окрашивания автомобилей могут путать запах растворителей с бензином, ацетоном, керосином, дизелем – жидкости похожи по запаху. Особой разницы по свойствам и характеристикам данные материалы не имеют. Жидкости способны растворять мастики, битумные пятна, жиры. Однако керосин и дизельное топливо очень трудно смывается, но как средство для обезжиривания подходит.

Профессиональные мойщики используют керосины, однако на мойках также используют специальное оборудование, позволяющее легко убрать и следы керосина с поверхности авто, и запах. В гаражах обработку автомобиля перед покраской керосином выполнять не стоит, можно только навредить.

Также с осторожностью стоит относиться к ацетонам, растворителю 645 и 646. Но это касается только кузовов автомобиля. С другими металлами эти растворители применять можно.

Антисиликон как обезжириватель для металла

Этот материал является оптимальным для автомобилей. При помощи данного продукта можно безопасно удалять следы жира, грязь и пыль для последующих покрасочных работ. Данные препараты оптимальны, когда планируется полное окрашивания автомобиля, а также для локальных подкрасов.

Антисиликоны показывают хорошие результаты обезжиривания – они не воздействуют на металл, не разрушают старую краску.

С пластиком ситуация более сложная. Видов пластика много, и чем обезжирить пластик зависит от самого пластика. Так, некоторые виды пластиковых изделий будут пузыриться от бензолов или ацетонов, другая пластмасса расплывется от бензинов. Другие виды пластика растворятся даже в дихлорэтане. Трудно точно сказать, можно ли использовать универсальный обезжириватель.

Ряд пластиков может быть равнодушен к уайт-спириту и обезжиривание поверхности вполне возможно. С автомобильным пластиком лучше не рисковать и приобрести специальные препараты – мягкий состав Piton или APP WK900. Этими же веществами можно обрабатывать и резину.

Если искать средство, чем обезжирить пластиковые поверхности максимально безопасно, то лучше обратить внимание на антистатики. Это наиболее безопасный состав. Пластик имеет свойство электризоваться и притягивать пыль. Это становится головной болью – жировые пленки удаляются очень тяжело. При помощи антистатиков эту проблему можно решить легко и быстро – жидкость уберет не только пыль, но и жир.

Некритичные пластиковые детали обезжиривают растворителем 646, спиртом, составом «Велтосепт», аммиаком. Можно также обработать поверхность обычной водкой. Как обезжирить – жидкостью смачивают салфетку и протирают поверхность.

Средства для древесины и стекла

Давайте посмотрим, чем обезжирить перед покраской деревянную поверхность. Так, дерево со смолой, следами старого лака и краски вначале должно быть очищено щеткой из металла или наждаком.

Если грязь проникла очень глубоко, то даже хорошим средством ее не убрать – здесь лучше поможет рубанок. С его помощью можно снять пораженный грязью слой и тогда можно отказаться от обезжиривания перед покраской.

Универсальные органические препараты-растворители помогут убрать старую краску. Наносить их следует валиком. Кто не знает, чем обезжиривать поверхности из дерева, пытаются использовать бензин – он здесь не поможет с подобными загрязнениями. Разрушить такую структуру загрязнений и слоя краски смогут специальные химические продукты. После их нанесения грязь и старая краска легко снимается обычным шпателем.

Чем обезжирить поверхность перед покраской, если это стекло? Стекло в отличии от пластиковых изделий гораздо спокойнее относится к агрессивным препаратам. Если цель – склеивание стекол, можно применить универсальный растворитель и даже спирт. Если нужно отмыть стекло, лучше выбрать специализированные материалы.

Покраска кузова автомобиля или отдельных его элементов занимает немало времени, поэтому выполнять ее водители желают как можно реже. Но, чтобы краска хорошо держалась на металле автомобиля, важно подойти со всей ответственностью не только к выбору самих покрасочных материалов, но и к подготовке поверхности. Очень важным моментом является обезжиривание металла перед покраской, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как это лучше делать.

Оглавление:

Зачем обезжиривать металл перед покраской

Чтобы подготовить металл и обеспечить нормальную адгезию его с лакокрасочным покрытием, необходимо перед нанесением краски обезжирить металл. Под адгезией понимается соединение материалов друг с другом на молекулярном уровне. Если между молекулами одной поверхности (или вещества) и другого вещества будут находиться “посторонние” молекулы, это приведет к снижению качества их крепления друг к другу.

Не углубляясь в химические процессы нанесения краски, стоит сказать, что различные маслянистые остатки, пыль, мусор и прочее - это то, что будет препятствовать качественному прилипанию краски к поверхности, на которую ее наносят. Для автомобиля, который не является статичным объектом и зачастую находится в движении, важно, чтобы краска максимально крепко крепилась к поверхности, иначе при сильных вибрациях или механическом воздействии со стороны окружающей среды она отвалится.

Чем обезжирить металл перед покраской

Главное, о чем нужно озаботиться при обезжиривании, это о полном удалении жировых элементов с поверхности, которая направляется под покраску. В качестве жировых элементов могут выступать всевозможные масляные загрязнения, которые не видны на первый взгляд, но на самом деле присутствуют на поверхности.

Есть множество различных составов, которые способны удалить жировые элементы с поверхности. Наиболее эффективны среди них:

  • Керосин или средства на его основе;
  • Уайт-спирит;
  • Номерные растворители на нитрооснове;
  • Обезжириватели, выполненные на сложных спиртах.

Обратите внимание: Имеется распространенное заблуждение, что бензин является хорошим обезжиривателем. На самом деле его лучше не применять, когда речь идет о покраске элементов автомобиля. Связано это с тем, что в составе бензина есть довольно много масляных элементов. Если бензин не самого высокого качества, он создаст дополнительную масляную пленку на металле, которая не видна, но при нанесении краски она воспрепятствует ее качественному прилипанию.

Практически на каждом металлическом элементе автомобиля присутствует в том или ином виде ржавчина. Перед обезжириванием поверхности нужно зачистить металл, удалить с него образовавшуюся пыль и обработать средством на базе ортофосфорной кислоты, которая способна побороть оксиды железа (коррозию).

Обратите внимание: В автомобильных магазинах химические средства на основе ортофосфорной кислоты чаще всего называются преобразователями ржавчины.


После того как поверхность обработана составом на основе ортофосфорной кислоты, следует наносить сам выбранный обезжириватель.
Растворители являются довольно летучими составами, поэтому сразу после их нанесения ветошью можно будет начинать покраску (или нанесение грунта). Важно помнить, что работать с растворителем можно только в хорошо проветриваемом помещении, поскольку подобные средства сильно токсичны. Также рекомендуется при работе с растворителями использовать защитные перчатки и респиратор.

Важно: Если вы проводите локальную покраску небольшого куска окрашенной поверхности, не используйте номерные растворители на нитрооснове. При вступлении в контакт с нанесенной краской они вызовут ее разъедание. В подобным ситуациях лучше отдать предпочтение уайт-спириту или растворителю на основе сложных спиртовых соединений.

Обратите внимание, что после обезжиривания поверхности лучше в ближайшее время начать работы по покраске или грунтовки. Достаточно несколько часов, чтобы на поверхность налипла различная пыль и прочие элементы, которые воспрепятствуют качественной покраске.

Обезжиривание поверхности перед покраской имеет очень важную роль. Не следует её пропускать, так как если не обезжирить деталь, то в 99% случаях будут дефекты, которые не устранить без перекраски детали машины.

Раз это такой важный момент в кузовном ремонте, рассмотрим процесс более подробно, в данной статье.


Обезжиривание поверхности – это механический процесс удаления с детали: жиров, силикона, масел и других загрязнений при помощи специального состава называемого, обезжириватель или называемого "антисиликон".

Какой обезжириватель выбрать

Обезжириватель делиться на две основные группы:


1. Обезжириватель (антисиликон) на основе органических растворителей (химический). Они быстро и эффективно удаляют загрязнения с детали, металла и любых других поверхностях, масла, жиры, силикон и т.д. Такой обезжириватель можно назвать «универсальный». Это хороший продукт для очистки ремонтируемой поверхности перед покраской деталей автомобиля.


2. Обезжириватель на водной основе, то есть на спирту «спиртовой». Обезжириватели данного типа удаляет: соли, воск, жиры и силиконы. Они очищают поверхность от загрязнений, на которые обычный универсальный антисиликон не действует. Также они обладают антистатическими свойствами. Поэтому обезжиривание спиртом снимает статический заряд с пластиковых деталей автомобиля. Почему так важно использовать очиститель на спирту при работе с пластиком я рассказывал в статье про .

Комплексное использование двух этих видов рекомендуется и только приветствуется при обезжиривании кузова авто.

Чем заменить средство для обезжиривания

Если под рукой у Вас не оказалось специального средства, то можно использовать альтернативную жидкость для обезжиривания. В этом случае необходимо уделить особое внимание поверхности, которую Вы собираетесь очищать.


Так если это лакокрасочное покрытие, грунты, старое лкм, пластик ни в коем случае нельзя использовать растворители типа: 646,645, 650, 647 и т.д. Потому что они очень агрессивны и растворяют материал, грунты и т.п. Также не применяйте бензин, керосин, сольвент, солярка.



Другое дело если Вам необходимо обезжирить голый металл, то тогда использование растворителей возможно. Так как они не действуют на поверхность из металла. То же самое касается и обезжиривание ацетоном. Не допускается использование ацетона на ЛКМ, можно работать только на металле. Растворителями можно очистить деталь из дерева, металлоконструкции, трубы, профиля и т.д.


Можно ли обезжиривать Уайт-спиритом? Насчет этого существует много обсуждений и дискуссий. В теории обезжиривать уайт-спиритом можно. Но при подготовке и перед покраской автомобиля я бы этого не делал, дабы исключить риск д . Всё-таки он предназначен для других целей и использовать уайт-спирит в кузовном ремонте я не советую. Также он имеет сильный и стойкий запах, очень долго испаряется с поверхности и оставляет слегка маслянистую плёнку. В крайнем случае, лучше используйте водку или любой спирт.


Скажем так «зачем изобретать велосипед» не пожалейте и купите специальную жидкость для обезжиривания, цена на них не столь велика и расход маленький. Зато Вы будете спокойны, что у Вас ничего не отвалиться. Теперь я думаю вопрос, чем обезжирить поверхность, у Вас решён.

Методы и технология обезжиривания


Правильные шаги при очистке поверхности:

Салфеткой смоченной составом обрабатывается деталь, а другой сухой салфеткой вытирается. Не рекомендуется оставлять обезжириватель на поверхности самому испаряться, так как загрязнения могут остаться на детали, вытирайте сухой салфеткой.


Удобно пользоваться специальным диспенсером. Достаточно распылить состав на кузов и вытереть салфеткой.

Напоследок несколько распространённых применяемых товаров: Body 770 – удалитель силикона, часто называют «антисил». Novol 780 – смывка силикона. Mobihel, reoflex, jeta.

Всем спасибо за внимание. Успехов в работе!

Цель этой операции - удаление со склеиваемых поверхностей различных загрязнений, вызывающих снижение прочности клеевых соединений. Уровень снижения прочности зависит от природы вещества, загрязняющего поверхность, его концентрации на поверхности, а также от состава склеиваемого материала и применяемого клея.

Максимально допустимая концентрация загрязнений, не сказывающаяся на адгезии, составляет от 0,01 до 1 мг на 1,5 см2 площади поверхности.

Для обезжиривания поверхностей, подлежащих склеиванию, применяют органические растворители, водные моющие средства, щелочные препараты и специальные щелочные составы.

В качестве растворителей для обезжиривания металлических поверхностей обычно используют бензин и ацетон, для обезжиривания поверхностей полимерных материалов и резин - тетрахлорэтилен, трихлорэтилен и изопропиловый спирт при условии, что эти материалы не растворяются в выбранном растворителе.

При применении растворителей методом протирки поверхности можно добиться только неполной очистки, так как загрязнения лишь перемещаются по обработанной поверхности.

Органические растворители нельзя применять:

1) для удаления загрязнений, содержащих мыла, шлифовальную пасту, пыль и т.п., так как они растворяют только жир, а неорганические остатки не удаляются полностью с поверхности металла;

2) для обезжиривания влажных поверхностей, так как они не смешиваются с водой и на увлажненных участках не проникают к поверхности металла.

Обезжиривание органическими растворителями

Поверхности большей части пластиков абсорбируют растворители, поэтому после обезжиривания поверхности следует дать достаточную открытую выдержку до полного удаления растворителя или провести ускоренную сушку, иначе возможно образование пористого клеевого шва.

Органические растворители легко воспламеняются. С целью снижения пожароопасности в их состав вводят антистатические присадки, например Сигбол (ТУ 38.101741-78), который вводят в растворитель в количестве 0,002 % (мас).

Обезжиривание металлических поверхностей (за исключением титановых сплавов) предпочтительнее проводить в парах растворителей, например трихлорэтилена или тетрахлорэтилена. Из-за разности температур паров растворителя и металла пары растворителя конденсируются на металлических деталях, растворяя загрязнения. Многие установки для обезжиривания в парах снабжены приспособлением для обрызгивания деталей чистым растворителем. В парах трихлорэтилена обезжиривают сталь, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы, в парах тетрахлорэтилена - алюминий, алюминиевые, вольфрамовые, магниевые и молибденовые сплавы. Продолжительность обработки 0,5-5 мин.

Обезжиривание с помощью моющих средств

Для обезжиривания металлических поверхностей можно использовать водные моющие средства. Весьма эффективным является моющий раствор ТМС-31 (ТУ 38.40740-71), который представляет собой водный раствор смеси поверхностно-активных веществ, моноэтаноламидов, олеиновой кислоты, этилового спирта и триэтаноламина (тригидроксиэтиламина).

В качестве моющего раствора также можно использовать состав, содержащий фосфат натрия (16 г/л) и эмульгатор Синтамид-5 (2 г/л), который может быть утилизирован путем биологического разложения.

Обезжиривание водными растворами моющих средств проводят по следующей технологии: промывка окунанием в водный раствор моющего средства при температуре 70-80 0C в течение 3-15 мин; последовательная промывка в горячей (60-70 0C) и холодной (15-20 0C) проточной воде. Для предотвращения коррозии металлические поверхности после промывки в воде обрабатывают холодным водным 0,5 %-м раствором дихромата калия и сушат при температуре 110-120 0C Такая обработка поверхности рекомендуется для стали, медных, титановых, алюминиевых и магниевых сплавов.

Другие способы обезжиривания поверхностей

Сочетание водных моющих растворов и ультразвука позволяет повысить качество обезжиривания. Для этих целей можно использовать ультразвуковые установки типа УЗУ-0,25 с выходной акустической мощностью 230 Вт и частотой 18 кГц и установки типа ОД, производительностью 30-48 м2/ч. Интенсивность ультразвуковых колебаний (1-3)*10-4 Вт/м2.

Для обезжиривания поверхностей можно использовать щелочные препараты. Такие составы обычно состоят из соли щелочного металла, моющего и поверхностно-активного вещества. Для повышения эффективности очистки составы обычно подогревают.

После обезжиривания проводят промывку проточной водой с температурой 15-60 0C до нейтральной реакции промывной воды. Для промывки следует использовать деминерализованную воду. Для большинства металлов поверхности затем обрабатывают ингибитором коррозии (водный 0,5 %-й раствор дихромата калия) при 20-25 0C в течение 30 с, после чего сушат при температуре 15-30 0C путем обдува сжатым воздухом или в сушильных шкафах до полного удаления жидкой фазы со склеиваемых поверхностей.

Весьма эффективным способом удаления загрязнений со склеиваемой поверхности является аргоноплазменная обработка . Ее проводят с использованием установки мощностью 20 Вт при скорости струи 50 см3/мин в течение 10-60 мин. Газоплазменная обработка повышает адгезию клеевой композиции к обработанной поверхности. При этом объемные свойства субстратов не ухудшаются, поскольку воздействию подвергается лишь поверхностный слой глубиной не более 10 мкм. Такая обработка улучшает смачиваемость поверхности, контактный угол смачивания водой снижается до 0°. Выбор газа и продолжительности обработки плазмой зависит от типа склеиваемой поверхности и загрязнений.

Некоторые наиболее широко применяемые способы очистки поверхности приведены в нижеследующей таблице:

Фосфат натрия 20-50 Гидроксид натрия 8-12 Силикат натрия 25-30 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Алюминий и его сплавы (под анодирование)

Общая щелочность раствора

Обработка при 40-70 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 50-70 Силикат натрия 25-35 Жидкое мыло 3-5 Промывка в проточной воде (15-50 0C) до нейтральной реакции промывной воды

Обработка при 60-90 0C в течение 3-5 мин водным раствором (г/л):

Карбонат натрия 20-40 Фосфат натрия 20-40 Силикат натрия 20-30 Промывка в проточной воде (15-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 110 0C

Магниевые сплавы

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 60-80 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Силикат натрия 20-30 Гидроксид натрия 10-12 Фосфат натрия 20-40 Промывка в проточной воде (40-60 0C) до нейтральной реакции промывной воды и сушка обдуванием при 15-30 0C или в сушильном шкафу при 60 0C

ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в трихлорэтилене, при 85-90 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы

Сталь, магниевые и молибденовые

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка в тетрахлорэтилене при 120-125 0C 30 мин 0,5-5 мин

Вольфрам и его сплавы Алюминий, алюминиевые, магниевые и молибденовые сплавы

ПИ 1.2.218-82 ОСТ ВЗ-4338-79

Обработка при 70±10 0C в течение 1-7 мин водным раствором (г/л):

Фосфат натрия 20-30 Силикат натрия 25-35 Гидроксид натрия 10-12 ОП-10 2-3

Промывка в проточной воде до нейтральной реакции

промывной воды и сушка в сушильном шкафу при

95±5 0C в течение 30-40 мин

Фторопласт

Применяется перед обработкой поверхности фторопласта комплексами