Экологический проект по окружающему миру на тему «Чистая вода – залог здоровья». Исследовательский проект "вода-это жизнь"

Тема: «Вода. Её значение и свойства. Водные богатства Алтая»

Цели урока: Расширить и обобщить знания о воде через организацию и защиту проектов в мини-группах учащимися.

Задачи:

Учебные:

продолжать формировать понятие о живой и неживой природе, о взаимосвязи между ними;

расширить и углубить представления о значении воды в природе, о распространении её на Земле;

углубить представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном) и свойствах воды - жидкости;

обобщить понятие о растворе, растворителе, растворимых и нерастворимых веществах;

Развивающие:

продолжить формирование исследовательских навыков;

развивать логическое и абстрактное мышление;

развивать диалогическую и монологическую речь;

формировать навыки аналитико-синтетической деятельности;

стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде;

воспитывать культуру взаимоотношений;

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель (Обобщение, Вода).

Вопросы к кроссворду:

1.Модель нашей планеты(глобус)

2.Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями (болото)

3.Часть земной поверхности значительно возвышающийся над равниной (гора)

4.На какой реке находится наш город? (Бия)

5.Естественное углубление в скале (пещера)

6.Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова (океан)

7.Самое низкое место оврага (дно).

8. Самый жаркий материк нашей планеты (Африка)

9.Крупный массив суши (материк)

3. Основная часть.

Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока:

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь… Ты - самое большое богатство в мире” (Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок)

Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода - растворитель”, прикоснуться к тайне водных богатств родного края.

Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться и заполнять свое место в таблице. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу.

1. Просмотр изображений планет

В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода).

2 . Отчёт 1 группы. “Значение воды в жизни человека ”.

1 ученик. Наша группа изучала значение воды в жизни человека.

Вода - это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода - это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи.

2 ученик- По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир.

3 ученик - Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает.

4 ученик - Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека.

5 ученик.

ВОДА - ЖИЗНЬ

Вода - прекрасное творенье

Нас окружающей среды,

Источник силы, вдохновенья,

Источник жизни и хвалы.

Ведь без неё земля пуста,

Как обожжённая пустыня

Храни природу, человек,

Жизнь в озере и океане,

Покой прудов, теченье рек,

Глоток воды в твоём стакане!

(Работа с классом - подведение итогов по рисункам на доске)

Вывод:Значение-красота, передвижение, жизнь для растений, животных и человека,и др.)

Отчет 2 группы «Состояния воды»

1 ученик. Наша группа изучала состояния воды.

Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное.

2ученик - Вода может находиться в жидком состоянии- это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое.

3 ученик- Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое.

4 ученик- Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.

вода (3 состояния)

твёрдое-жидкое-газообразное

- Отчет 3 группы. “Свойства воды - жидкости

1 ученик.

Наша группа получила задание изучить свойства воды.

1) Вода - текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.

2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.

3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода - прозрачная.

4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.

5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.

6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе.

Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.

4 .Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости.

Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами.

Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми . Вода для них - растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором.

Опытная деятельность

Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми .

Итак, подведём итог:

1) вода обладает ещё одним свойством: она - растворитель;

2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;

3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;

4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.

Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода - растворитель”.

5.Отчёт 5 группы. “Водные богатства родного края”.

Наша группа получила задание изучить,какие реки и озера находятся в Алтайском крае.

Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края).

«Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин.

В.В.Бианки писал:»Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай»

« На вершине Алтая кедр качали ветра.

У него золотая, словно солнце кора.

Он стройней всех и выше в этих горных лесах.

у него пропасть шишек голубых на ветвях» (И. Ветлугин)

1.Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек- результат работы микроорганизмов,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много.

2.Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь -223 км 2 , но,благодаря большой глубине (до 325м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия,а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман.

3.На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов.Самые известные это-Текелю(60м), Куркуре(20м), Корбу(12м).А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда.

4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10км., а наибольшими являются Бия (301км.), Катунь (688км.), Алей(858км). Бия-вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь.

5.Кулундинское озеро - самое большое среди озер Алтая, но неглубокое - глубина не превышает 3метра. На его берегах - заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается.

V І. Закрепление изученного материала, подведение итогов.

Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?

В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье.

Домашнее задание-мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр.

Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга.

На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

На доске плакат с кроссвордами

Девиз урока написан на доске.

2-3 ученика по очереди выходят к трибуне и защищают проект по теме “Вода» работы вывешиваются на доске.

слайды-

поверхности планет Солнечной системы.

альбом-атлас «Планеты»

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок

Представители каждой группы по очереди выходят к доске и представляют свой проект.

Ученик демонстрирует опыты о растворимости с солью, песком, сахаром

Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов)

Рассказывает подготовленный ученик 28964 реки, 13500 озер. Телецкое озеро(глуб. 325м.) Водопады Текелю(60м) Куркуре(20м) Корбу(12м) Бия 301м Катунь 688м Алей 858м Кулундинское озеро Самое большое Глубина 3м

Слова для прикрепления на доску

:Вода

Жидкая

Твердая

Газообразная

Дождь, туман, роса Снег,

лед, иней, айсберг

Пар (невидимый)

Текучая

Не имеет формы

Бесцветная

Прозрачная

Без запаха

Сжимается и расширяется

Растворитель

Передвижение

Красота

Жизненно необходима

Для производства хлеба и др.продуктов питания

Для передачи тепла по трубам и др.

28964 реки, 13500 озер.

Телецкое озеро(глуб. 325м.)

Водопады

Текелю(60м)

Куркуре(20м)

Корбу(12м)

Реки

Бия 301м

Катунь 688м

Алей 858м

Кулундинское озеро

Самое большое

Глубина 3м

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г.о. Железнодорожный Московской области

Городская научно-практическая

конференция учащихся

«Потенциал — 2012»

Тема проекта:

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Руководитель проекта:

Мытник Светлана Григорьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5

Участники проекта

ученики 4 Д класса

МАОУ СОШ №5:

Пелькина Мария

Погосян Лия

Скоробогатов Эдуард

Железнодорожный 2012 Содержание

I . Введение 3

II . Вода – это жизнь 4

III . Практическая работа 5

3. 1.Опыт первый

3. 2. Опыт второй

3. 3. Опыт третий

IV . Заключение 8

Список литературы………………………………………………………..9

Приложение ……………………………………………………………….10

Введение

Тема проекта: «Вода – источник жизни»

Цель проекта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды.

Задачи проекта:

    Определить потребность в воде у разных видов растений.

    Поставить эксперимент с целью выяснения необходимости полива растений.

    Провести наблюдения и сделать выводы.

    Обобщить результаты.

Методы исследования:

наблюдение; анализ; обобщение.

Участники : ученики 4 – Д класса в составе 3 человек.

Начало работы над проектом: март 2012 года, исследование велось с 14 марта по 13 апреля

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный этап.

Проведение вводной беседы с целью формирования интереса к данной теме.

2 этап. Организация проектной работы

1. Выбор темы и целей проекта

2. Определение количества участников проекта.

3.Сбор и изучение литературы о пользе воды, пользуясь методами исследования:

    подумать самостоятельно;

    посмотреть книги;

    спросить у взрослых;

    обратиться к компьютеру;

4.Практическая работа по исследованию значимости воды для жизни растений.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

4 этап. Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.

Вода – это жизнь

Вода – источник жизни. Человек издавна уделял большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастет лишь в присутствии влаги. Вода — самое распространенное вещество на Земле: три четверти поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками.

Воду нельзя ничем заменить – этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива. Воду может заменить только сама вода!

Без воды нет жизни. В одной книге прекрасно сказано, что вода – это кровь земли. Раненным часто угрожает смерть от потери крови, но наступает смерть и тогда, когда кровь теряет способность выполнять свои основные функции. Эти слова можно отнести и к воде. Воды недостаточно там, где ее интенсивно используют или где она «заболела» и стала непригодной для употребления.

Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма.

Вода для комнатных растений не менее важна, чем свет и тепло. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений.

Мы учащиеся 4 Д класса МАОУ СОШ №5 города Железнодорожного провели опыты демонстрирующие значение воды для разных видов растения.

3.1. Опыт первый.

Цель опыта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности хлорофитума.

Подготовка: взяла цветок, полила и разрыхлила почву. Изучила состояние цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Действия учащихся

Наблюдения учащихся

почва

растение

14.03.12

Полила и разрыхлила почву

Почва влажная

Листья ярко зеленые

16.03.12

Подсохла

Изменений нет

19.03.12

Сухая, рассыпчатая

Без изменений

22.03.12

Почва сухая, появился белый налет

Изменений нет

26.03.12

Почва покрылась коркой

Без изменений

28.03.12

Почва сухая, с налетом

Изменений нет

02.04.12

Почва сухая

Без изменений

06.04.12

Изменений нет

10.04.12

Почва пересохла

Листья бледно-зеленые

12.04.12

Опрыскала и полила цветок

Почва влажная

Без изменений

13.04.12

Опрыскала цветок

Листья ярко-зеленые

Эксперимент завершен

Выводы: по итогам опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.

3.2.Опыт второй.

Цель опыта: раскрыть влияние воды на рост и развитие фиалки.

Подготовка: выбрал здоровый цветок, полил и разрыхлил почву, изучил специальную литературу. Ознакомился с состоянием цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев, сформированность розетки.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Действия учащихся

Наблюдения учащихся

почва

растение

14.03.12

Землю разрыхлил и полил цветок

Почва влажная

Листья зеленые

16.03.12

Почва начала подсыхать

Без изменений

19.03.12

Почва сухая, рыхлая

Без изменений

22.03.12

Почва потрескалась, появился белый налет

Один листочек завернулся

26.03.12

На почве появилась корка

Завернулось еще несколько листочков

30.03.12

Почва сухая

Листочки завяли, появилась желтизна

02.04.12

Поливаю растение так, чтобы вода не попала на листочки

Почва влажная

Листочки позеленели

06.04.12

Полив растения

Почва влажная, рыхлая

Листочки ярко-зеленые

09.04.12

Почва влажная

Листочки свежие

11.04.12

Полив растения

Почва влажная

Появилась новая розетка

Эксперимент завершен

Вывод: за время наблюдения я выяснил, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.

3.3.Опыт третий.

Цель опыта: выяснить значимость воды для роста и развития паслена.

Подготовка: взяла цветок, произвела полив и рыхление почвы. Рассмотрела состояние листьев и стебля.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Действия учащихся

Наблюдения учащихся

почва

растение

14.03.12

Разрыхлила и полила растение

Почва достаточно влажная

Листья ярко-зеленые

16.03.12

Почва сухая

Изменений нет

19.03.12

Почва потрескалась

Листья бледно-зеленые

22.03.12

На почве появился белый налет

На листьях появилась желтизна

26.03.12

Земля покрылась коркой

Несколько листочков пожелтели и осыпались

28.03.12

Почва сухая, рассыпчатая

Листочки завяли, бледные с желтизной

30.03.12

Полила и опрыскала растение

Почва влажная

Листья еще немного вялые

02.04.12

Полила и опрыскала растение

Почва влажная

Листочки позеленели распустился цветочек

04.04.12

Полила и опрыскала цветочек

Почва влажная

Листочки зеленые, появились новые побеги

Эксперимент завершен

Выводы: наблюдая за растением, я выяснила, что паслен нуждается в регулярном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.

Заключение

Вода жизненно необходима растениям. Роль воды в жизни растений , несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах. Одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество – это необходимо учитывать при поливе растения для его нормального роста и развития.

Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не чувствуется заботящееся сердце. Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!

Список литературы:

1.Энциклопедия для детей. Биология.- М.: Аванта +, 2001

2 .Д- р Д. Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000

3. Халина Хейтц. В мире цветов. – Вильнюс: ЗАО «Гамта», 1997

4.ru.wikipedia.org

5. www.rosmed.ru

6. www.sapfira.ru

7. hraniteli.jimdo.com

8. www.treeland.ru/article/home/

9. medicine.astrostar.ru/travi/

10. www.wild-mistress.ru

http://festival.1september.ru/articles/512513/ http://www.veresk.chel.ru/alko/ivin2.htm http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Alkogol/Vlijanie-alkogolja-na-rastenija.html

Приложение

Ни одно растение не может обходиться без воды. Корни пшеницы и ржи в поисках воды уходят вглубь земли до полутора метров. У деревьев на 10-12 метров. А у жителя пустыни верблюжьей колючки – до 20 метров.

А вот комнатные растения не могут добывать себе воду в нужном количестве. Их жизнь зависит от человека. Ухаживая за цветами в классе, мы задумались над тем, почему некоторым растениям необходимо много влаги, а другим достаточно небольшого количества.

Поставив перед собой цель: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды. Мы выбрали три растения, оформили дневники наблюдений, изучили необходимую литературу и приступили к работе.

Я выбрала хлорофитум, изучила его состояние, полила и разрыхлила почву. На протяжении 3 недель вела наблюдение и делала записи в дневник, на шестой день я отметила, что почва сухая, а на девятый день появился белый налет. Несмотря на это состояние цветка, не меняется, только на 29 день листья стали бледно – зеленые. 10 апреля я приступаю к поливу растения. Итоги наблюдения я подвела 13 апреля. Вследствие опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.

Для своего наблюдения я взял фиалку, ознакомился с состоянием цветка и приступил к работе. Все наблюдения я записывал в дневник наблюдения. На шестом дне наблюдения почва была сухая и рыхлая, затем на ней появился белый налет и она потрескалась. На 10 день стали заворачиваться листочки. Через 16 дней листочки завяли, и появилась желтизна. 30 марта приступаю к поливу. Цветок вернулся к жизни, я заметил появление молодой розетки. По результатам исследования я отметил для себя, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.

Мой выбор остановился на паслене. Я убедилась в том, что цветок здоров, полила и опрыскала его. На 3 день почва уже просохла, затем на ней появился белый налет, несколько листочков пожелтело и опало. После двух недель наблюдения листочки завяли. 28 марта я приступаю к поливу и опрыскиванию растения. 2 апреля я отметила, что листочки позеленели и распустился цветочек. Я спасла растение. За время наблюдения я отметила, что паслен нуждается в постоянном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.

По итогам эксперимента мы поняли, что одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество.

Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не будет чувствоваться заботящееся сердце.

Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г.о. Железнодорожный Московской области

Городская научно-практическая

конференция учащихся

«Потенциал - 2012»

Тема проекта:

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Руководитель проекта:

Мытник Светлана Григорьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5

Участники проекта

ученики 4 Д класса

МАОУ СОШ №5:

Пелькина Мария

Погосян Лия

Скоробогатов Эдуард

Железнодорожный 2012 Содержание

I . Введение 3

II . Вода – это жизнь 4

III . Практическая работа 5

3. 1.Опыт первый

3. 2. Опыт второй

3. 3. Опыт третий

IV . Заключение 8

Список литературы………………………………………………………..9

Приложение …………………………………………………………...….10

Введение

Тема проекта: «Вода – источник жизни»

Цель проекта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды.

Задачи проекта:

    Определить потребность в воде у разных видов растений.

    Поставить эксперимент с целью выяснения необходимости полива растений.

    Провести наблюдения и сделать выводы.

    Обобщить результаты.

Методы исследования:

наблюдение; анализ; обобщение.

Участники : ученики 4 – Д класса в составе 3 человек.

Начало работы над проектом: март 2012 года, исследование велось с 14 марта по 13 апреля

Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный этап.

Проведение вводной беседы с целью формирования интереса к данной теме.

2 этап. Организация проектной работы

1. Выбор темы и целей проекта

2. Определение количества участников проекта.

3.Сбор и изучение литературы о пользе воды, пользуясь методами исследования:

    подумать самостоятельно;

    посмотреть книги;

    спросить у взрослых;

    обратиться к компьютеру;

4.Практическая работа по исследованию значимости воды для жизни растений.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

4 этап. Подведение итогов. Анализ проекта. Планы на будущее.


Вода – это жизнь

Вода – источник жизни. Человек издавна уделял большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастет лишь в присутствии влаги. Вода - самое распространенное вещество на Земле: три четверти поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками.

Воду нельзя ничем заменить – этим она отличается практически от всех других видов сырья и топлива. Воду может заменить только сама вода!

Без воды нет жизни. В одной книге прекрасно сказано, что вода – это кровь земли. Раненным часто угрожает смерть от потери крови, но наступает смерть и тогда, когда кровь теряет способность выполнять свои основные функции. Эти слова можно отнести и к воде. Воды недостаточно там, где ее интенсивно используют или где она «заболела» и стала непригодной для употребления.

Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма.

Вода для комнатных растений не менее важна, чем свет и тепло. От умелого и своевременного полива, а также от опрыскивания зависит развитие и цветение растений.

Мы учащиеся 4 Д класса МАОУ СОШ №5 города Железнодорожного провели опыты демонстрирующие значение воды для разных видов растения.

3.1. Опыт первый.

Цель опыта: раскрыть роль воды в жизнедеятельности хлорофитума.

Подготовка: взяла цветок, полила и разрыхлила почву. Изучила состояние цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Выводы: по итогам опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.

3.2.Опыт второй.

Цель опыта: раскрыть влияние воды на рост и развитие фиалки.

Подготовка: выбрал здоровый цветок, полил и разрыхлил почву, изучил специальную литературу. Ознакомился с состоянием цветка: насыщенность цвета и свежесть листьев, сформированность розетки.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Вывод: за время наблюдения я выяснил, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.

3.3.Опыт третий.

Цель опыта: выяснить значимость воды для роста и развития паслена.

Подготовка: взяла цветок, произвела полив и рыхление почвы. Рассмотрела состояние листьев и стебля.

Ход проведения эксперимента:

Дата

Выводы: наблюдая за растением, я выяснила, что паслен нуждается в регулярном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.

Заключение

Вода жизненно необходима растениям. Роль воды в жизни растений , несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах. Одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество – это необходимо учитывать при поливе растения для его нормального роста и развития.

Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не чувствуется заботящееся сердце. Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!

Список литературы:

1.Энциклопедия для детей. Биология.- М.: Аванта +, 2001

2 .Д- р Д. Г. Хессайон. Всё о комнатных растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000

3. Халина Хейтц. В мире цветов. – Вильнюс: ЗАО «Гамта», 1997

4.ru.wikipedia.org

5. www.rosmed.ru

6. www.sapfira.ru

7. hraniteli.jimdo.com

8. www.treeland.ru/article/home/

9. medicine.astrostar.ru/travi/

10. www.wild-mistress.ru

http://festival.1september.ru/articles/512513/ http://www.veresk.chel.ru/alko/ivin2.htm http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Alkogol/Vlijanie-alkogolja-na-rastenija.html

Приложение

Ни одно растение не может обходиться без воды. Корни пшеницы и ржи в поисках воды уходят вглубь земли до полутора метров. У деревьев на 10-12 метров. А у жителя пустыни верблюжьей колючки – до 20 метров.

А вот комнатные растения не могут добывать себе воду в нужном количестве. Их жизнь зависит от человека. Ухаживая за цветами в классе, мы задумались над тем, почему некоторым растениям необходимо много влаги, а другим достаточно небольшого количества.

Поставив перед собой цель: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и выяснить, сколько времени может находиться растение без воды. Мы выбрали три растения, оформили дневники наблюдений, изучили необходимую литературу и приступили к работе.

Я выбрала хлорофитум, изучила его состояние, полила и разрыхлила почву. На протяжении 3 недель вела наблюдение и делала записи в дневник, на шестой день я отметила, что почва сухая, а на девятый день появился белый налет. Несмотря на это состояние цветка, не меняется, только на 29 день листья стали бледно – зеленые. 10 апреля я приступаю к поливу растения. Итоги наблюдения я подвела 13 апреля. Вследствие опыта я выяснила, что хлорофитум является неприхотливым растением и может долгое время находиться без воды.

Для своего наблюдения я взял фиалку, ознакомился с состоянием цветка и приступил к работе. Все наблюдения я записывал в дневник наблюдения. На шестом дне наблюдения почва была сухая и рыхлая, затем на ней появился белый налет и она потрескалась. На 10 день стали заворачиваться листочки. Через 16 дней листочки завяли, и появилась желтизна. 30 марта приступаю к поливу. Цветок вернулся к жизни, я заметил появление молодой розетки. По результатам исследования я отметил для себя, что фиалкам необходим умеренный регулярный полив для хорошего роста и развития.

Мой выбор остановился на паслене. Я убедилась в том, что цветок здоров, полила и опрыскала его. На 3 день почва уже просохла, затем на ней появился белый налет, несколько листочков пожелтело и опало. После двух недель наблюдения листочки завяли. 28 марта я приступаю к поливу и опрыскиванию растения. 2 апреля я отметила, что листочки позеленели и распустился цветочек. Я спасла растение. За время наблюдения я отметила, что паслен нуждается в постоянном опрыскивании и поливе. Пересушивание почвы недопустимо для данного растения.

По итогам эксперимента мы поняли, что одним растениям для жизни нужно много воды, а другим небольшое количество.

Комнатные растения не любят одиночества. Им будет очень тяжело, если рядом с ними не будет чувствоваться заботящееся сердце.

Подарите им свою заботу, ну, а они в долгу не останутся!