Проектирование освещения в квартире, самостоятельная разработка светового сценария. Основные правила и нормативы. Световой сценарий комнат. Освещение в квартире

Самым функциональным считается транзитное, или сопровождающее освещение. Для пошаговой подсветки используют невысокие светильники. Эффектно сморится и протяжка из оптоволокна вдоль тропинок.

Планируя ночное освещение ландшафта , не стоит ограничиваться одним лишь дежурным или охранным освещением. Например, профессионалам удается «усилить» лунный свет, точно рассчитав площадь рассеивания естественных лучей ночного светила и направив дополнительные потоки искусственного света. Для этой цели специалисты рекомендуют использовать светильники с галогенными лампами мощностью 35 Вт.

Декоративная подсветка может стать главным украшением вечернего ландшафта во время семейных торжеств и даже праздничным подарком для членов семьи и друзей.

Акцентирующая подсветка способна создать любые световые узоры. Так, при подсветке сверху гамма растений преображается. Незабудки небесных оттенков трогательно засияют в лучах голубого неона, раскидистая листва бузульника вспыхнет в теплых рассеянных лучах, а голубая ель засверкает серебром под прямыми потоками холодного света.

Игра света и тени актуальна и при освещении снизу высоких массивных растений, графичные силуэты которых величественно украсят фасады зданий. А вот для пересекающего света крайне важно не только подобрать оборудование, но и рассчитать интенсивность, радиус лучей и тип освещения. Нельзя смешивать холодные и теплые потоки света, ведь полученный результат совсем не украсит ландшафт.

Особое внимание необходимо уделить цветовым решениям освещения. Однако использование контрастных световых сценариев желательно доверить опытным специалистам. Их профессиональные секреты помогут частному саду поражать своим великолепием и в лучах солнечного света, и в темное время суток.

Световой сценарий для танцев

Перед началом каждого выступления, после его объявления ведущими, производится затемнение сцены, для подготовки выступающих. Следует указать, сколько секунд на это требуется. Более 15 секунд – оговаривается с ведущими, чтобы они заняли зрителя на это время.

Если выступающие желают – в финале композиции производится затемнении как логичное завершение, далее свет снова включается для поклона выступающих и гаснет для ухода со сцены/сбора декораций.

Отсчет светового сценария по таймингу начинается с первой секунды запущенного трэка (видео считается как составляющая трэка).

Пример №1 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

SJ – Turn.

01.16-02.03 Общий свет
02.04-02.07 Затемнить первый план, высветить задний план


02.48-02.55 Затемнить общий свет, оставить освещенным центр.

02.55-03.01 Затемнить свет.

Пример №2 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-00.40 Слабое освещение сцены, чтобы было видно силуэты

00.41-00.45 Резкое мигание на центре сценыбелым

00.46-01.15 Плавное разноцветное мигание

02.04-02.07 Высветить задний план

02.08-02.10 Затемнить общий свет, оставить прожектор на правый край сцены (см правило по сцене)

02.11-02.14 Затемнить прожектор справа, осветить левый край сцены

02.15-02.25 Общий свет, насыщенное мигание белым
02.26-02.47 Добавить красный фон, убрать мигание

Пример №3 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-00.40 Затемнение сцены – видео вставка

00.41-02.54 Общий свет с синим оттенком, возможно плавное разноцветное мигание.

02.55-03.01 Затемнить свет.

Пример №4 составление светового сценария для танцев

День выступления: 1день

Блок выступления:2 блок

Номинация выступления:Boys dance contest

Номер выступления:1 номер

Название команды и композиции: SJ – Turn.

00.00-01.15 Общий свет

01.16-02.03 Затемнение сцены – видео вставка

02.04-02.47 Общий свет

02.48-03.01 Затемнить общий свет, оставить освещенным центр.

Устройство и терминология сцены для оформления светового сценария

проход в гримерки Закулисье проход в гримерки

Задник - Экран - Задник

3 Правая Кулиса 3 Левая кулиса

2 Правая кулиса 2 Левая кулиса

1 Правая кулиса 1 Левая кулиса – малопроходные

Ложа Авансцена Ложа

Оркестровая Яма

Зрительный зал

Терминология и наличие светового оборудования

Прожектор – пушка: светит с балкона из зала, управляется отдельным человеком, координируемым светооператором. Луч прожектора может следовать на выступающими включая территорию зрительного зала. Диаметр светового пятна - порядка 2 метров, наличие в зале – 2 шт.

Общий свет – заливка сцены белыми софитами, и выносными лампами, не подвергаются любым передвижениям. Статичны.

Заливка фона (например: синий фон) – заливка сцены цветными софитами, и выносными лампами, не подвергаются любым передвижениям. Статичны. В наличие обычно красный, синий, зеленый и желтый. Одновременно включать разные цвета можно, но они направляются строго сверху и перекрестных лучей - одного цвета слева, второго справа - не будет. Цветной фон можно добавлять к белой заливке, можно использовать самостоятельно.

План (первый, задний) – заливка белым светом линий вдоль одной из кулис. 1 с авансценой включительно, 2 или 3. Возможно освещение совместно нескольких планов, по выбору выступающих.

Добавление – к уже имеющейся световой картине добавляется еще какой-либо осветительный прибор

Приглушение – уменьшение мощности работающих осветительных приборов, ввиду чего образуется полумрак. Уровень освещения в этот момент стоит уточнить – приглушено до силуэтов, или все видно, но чуть менее ярко, чем при обычном свете.

Затемнение – полное выключение осветительных приборов.

Стробоскоп – в наличие имеется. Крайне не желателен в использовании по причине неприятного визуального воздействия на зрителя и выступающих. Вспышки возможно реализовать более гуманным способом, посредством светового пульта.

Экран – управляется с компьютера, установленного за кулисами. Не подвержен воздействию со светового пульта. Луч проектора работает с территории закулисья.

Ультрафиолетовые лампы – в наличие отсутствуют.

Иные приборы не относятся к осветительному оборудованию и обсуждаются об использовании с работниками сцены за кулисами.

Формулировка «мы на выступлении будем световику сами подсказывать» - не принимается. Посторонние люди в служебное помещение не допускаются.

Взаимодействие выступающих и светового оператора происходит посредством грамотно подготовленной заявки на световое сопровождение в электронном виде через куратора номинации, отправленной минимум за 3 дня до фестиваля. Иные заявки, в частности, переданные в день фестиваля, приниматься к рассмотрению не будут. Свет на подобные выступления будет общим.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

«Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры - и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Степень освещенности

Степень освещенности является одной из самых главных задач светового сценария. Актер или музыкант, выступающий на сцене, должен быть освещен достаточно хорошо для того, чтобы публика могла его видеть. В театральном световом сценарии может требоваться, чтобы были хорошо видны черты лица актера и его мимика. В других случаях излишняя детализация черт лица может быть не обязательной. Степень освещенности исчисляется в люксах (lux) или фут-канделах (fc).

Фокусировка внимания

В течение представления внимание публики, разумеется, смещается с одного действующего лица на другое и с одной части сцены на другую. Однако художник по свету может и должен контролировать внимание аудитории. У него для этого имеется главное средство - . Хорошо освещая главных действующих лиц и основную часть сцены, на которой происходит действие, и при этом поддерживая более низкую степень освещенности на периферийных зонах и второстепенных деталях, художник по свету регулирует фокус внимания публики столь же легко, как это делает объектив фотоаппарата или видеокамеры.

Фокусировка внимания в одинаковой мере зависит как от светового контраста (разницы в уровне освещенности основных и второстепенных частей сцены), так и от общего уровня освещенности. Если равномерно осветить все, что есть на сцене, с уровнем 300 fc, то точка фокусировки будет отсутствовать: в этом случае ничто не притягивает взгляд зрителя и ничто заставляет его удерживать внимание на том или ином предмете или актере. Если же осветить главного героя с уровнем 150 fc, а на остальные части сцены отдать всего 25 fc, то можно быть уверенным, что взгляды публики будут притягиваться хорошо освещенным предметом, и никто не станет отвлекаться на рассматривание более темных участков.

Освещение для видео

В наши дни очень много представлений (как концертов, так и театральных постановок) идет с живым видео. Видео используется в одном из двух форматов: либо в виде живой съемки, которая проецируется на видеоэкраны с большим увеличением, либо в виде заранее подготовленного визуального контента, который воспроизводится во время шоу.

Если в шоу, с которым вы работаете, будет использоваться видео, то требования к освещению будут радикально отличаться от обычных. Уровень и равномерность освещенности, цветовая температура и направление света необходимо будет обсуждать с бригадой видеоинженеров и изменять эти параметры в соответствии с их требованиями. Лучше всего, если на самых ранних этапах разработки светового сценария вы обсудите его с видеорежиссером, чтобы выяснить, что от вас как от художника по свету может потребоваться. От того, как вы осветите действующих лиц и декорации, зависит качество съемки. Современные видеокамеры могут выполнять качественную съемку и при довольно низком уровне освещения, но все же при хорошем освещении будет меньше зерна.

Самое сложное - добиться равномерности освещения по всей сцене, особенно если исполнители много перемещаются во время действия или размещаются на сцене на большом расстоянии друг от друга. Если уровень освещенности будет неравномерным, то видеоинженеру придется все время изменять настройки видеокамеры в целях коррекции недостаточной или излишней экспозиции кадра. Сказать, что это ему не понравится - это не сказать ничего.

Моделирование

Одна из основных задач светового дизайна - придать форму и определенность актерам и декорациям путем моделирования их с помощью света. Смоделировать человека или предмет - значит подчеркнуть силуэт, текстуру и форму предмета путем освещения его с разных углов (и точного контроля над интенсивностью различных световых приборов), что позволит выявить информацию об объекте. Тут действуют те же базовые принципы, как и при съемке в фотостудии. Использование только фронтального освещения делает объект плоским, двумерным. Такое освещение не позволяет придать объекту определенности, глубины, выявить его характерные особенности.

Видеокамера обычно акцентирует тени, в результате чего они выглядят неестественно. Кроме того, при видеосъемке часто используют крупный масштаб, т.е. приближают предмет - тем самым усиливается интенсивность теней. По этим причинам, если в шоу используется видео, художник по свету должен выбрать такой прибор, который позволит осветить предмет более плоско. Но если световой сценарий должен работать прежде всего на публику, то художник по свету может моделировать предмет, подсвечивая его характерные особенности и стремясь к тому, чтобы он выглядел более натурально на расстоянии.

Создание глубины

Свет также может использоваться для создания глубины и перспективы. Управляя освещенностью переднего, среднего и заднего плана (фона), художник по свету делает сцену трехмерной, придает ей определенность. Благодаря этому предметы и люди перестают выглядеть так, словно они «сидят» на голове друг у друга или расположены в ряд. Фоновая подсветка также используется для подчеркивания формы и силуэта предмета.
Эстетика и настроение
Используя цветные лучи, паттерны и проекцию, художник по свету может изменять эстетику представления и влиять на настроение публики. Это одна из тех областей, в которой световые приборы с автоматическим управлением как ничто другое подходят для выполнения задачи. Они могут создавать яркую, праздничную атмосферу или темную и загадочную, или просто рисовать интересную с точки зрения эстетики картину. Несмотря на то, что у каждого человека есть свой собственный взгляд на то, что является эстетически приятным, а что - нет, существуют общие принципы. Художнику по свету необходимо знать, какие цвета контрастируют между собой, а какие гармонируют. Это знание является основой его творчества.

Заключение

В большинстве световых сценариев присутствует комбинация всех вышеперечисленных задач. Вам как художнику по свету необходимо выделить приоритетные области и максимально полно использовать имеющиеся в вашем распоряжении средства. Финальный результат - нередко компромисс между тем, что хотелось получить, и теми возможностями, что предоставляют современные технологии, ваши знания и творческие способности. Не будем также забывать и о бюджете проекта.

Текст Виталия Романова

В уже имеющемся – это грандиозное событие, которое захватывает вас полностью и на волне воодушевления и стремления к лучшему несет вас по студиям дизайна, просторам интернета или строительным магазинам. Вы понимаете, что следует определиться с планировкой помещения, выбрать стиль интерьера, мысленно или на бумаге «расставить» мебель, отдать предпочтение той или иной цветовой гамме или их сочетанию. Однако вопрос , как правило, «задвигается» в угол и , лампы, бра устанавливаются на «авось», лишь бы светили.

Однако специалисты призывают владельцев жилых помещений быть более внимательными к вопросу освещения и заранее продумать световой сценарий комнат , ведь грамотно подобранное позволяет сделать необходимые акценты в интерьере и скрыть недоработки, имеющиеся недостатки. Кроме того, свет положительно влияет на состояние человека, на его активность. В темноте человек становится более пассивным и вялым, происходит замедление реакций, появляется раздражительность.

Естественное освещение квартиры

Разрабатывая световой сценарий жилого помещения, не стоит забывать и о естественном освещении, так как оно чрезвычайно важно для биоритма человека, его здоровья и морального комфорта. Так, окна, обращенные на восток, где встает солнца, несомненно, будут как нельзя кстати в спальне.

«Западные» позволят избежать чрезмерного солнечного света в помещении во второй половине дня. При «взгляде» окон на север особое внимание рекомендуется уделить, все же, искусственному освещению. А усилить эффект от небольшого количества естественного солнечного света можно с помощью стеклянных дверей, межкомнатных окон и стеклянных элементов отделки интерьера.

Искусственное освещение: искусство по правилам

Несомненно, создание искусственного освещения в помещении – это процесс творческий, однако и он подчинен некоторым условностям, которые обеспечат качество освещения, его декоративность и функциональность. Итак, искусственное освещение может быть, во-первых - общим, во-вторых – локальным. Для обеспечения общего освещения большую роль играют потолочные светильники , освещающие как всю комнату целиком, так и какую-либо ее часть.

Однако далеко не всегда данный вид освещения позволяет продемонстрировать все красоты интерьера комнаты. Дизайнеры нашли решение этой проблемы: они просто перемещают источник общего освещения в какую-либо одну зону, оставляя другую в романтичной полутьме или дополняя локальными источниками освещения . Кроме того, стоит отметить актуальность вопроса искусственного освещения жилых помещений. Он не мог остаться без внимания современных производителей светильников и люстр, которые создают изделия, регулируемые по высоте, интенсивности и направленности света.

Что касается локального освещения , то для его создания используются разнообразные торшеры, настольные лампы, бра или ночники. Их отличительной особенностью является освещение лишь точно определенной зоны помещения. Кроме того, эти источники света позволяют создать столь желанную атмосферу тепла и уюта в помещении, вносят разнообразие в световое решение . Несомненным удобством нестационарных моделей светильников является возможность их перемещения, что позволяет создать желаемый визуальный эффект или необходимый акцент.

Декоративное искусственное освещение – это возможность создать уникальный облик, как всего интерьера, так и отдельных его элементов. Так, специальные лампы или светодиодное освещение позволяют сделать подсветку арок, стеклянных шкафчиков, произведений искусства и других предметов. Кроме того, локальное освещение все чаще используется для выделения функциональных зон помещения. В самых неосвещенных комнатах можно использовать светящиеся витражи, которые будут не только декоративны, но и функциональны.

Интересной современной новинкой являются соляные лампы, которые не только меняют облик комнаты, но и позволяют несколько улучшить состояние здоровья человека. Происходит это за счет выхода паров минерала при нагревании лампы. Особенно уместны такие лампы в спальне или в помещениях, предназначенных для отдыха.

Конечно же, свет – это надежный помощник в деле демонстрации всех достоинств интерьера и сокрытия его недостатков. Во-первых, для визуального расширения комнаты рекомендуется уделить внимание максимальному освещению стен. При этом для отделки стен в данном случае необходимо использовать материалы, отличающиеся хорошими светоотражающими свойствами. Это может быть венецианская штукатурка, золотистые или серебристые обои, иные глянцевые покрытия.

Во-вторых, визуально «поднять» низкий потолок в помещении можно с помощью светильников, свет от которых направлен вверх. Крепятся такие , соответственно, на стенах. Усилению эффекта способствует глянцевый потолок, который, однако, не должен быть белого цвета. В противном случае, когда потолок, наоборот, высокий, на нем рекомендуется располагать светильники, лучи света от которых направлены на стены. Это визуально «снизит» потолок.

Очень часть в квартирах и домах имеет место узкий и длинный коридор. Для его освещения наиболее подходящим вариантом станет расположение светильников на одной линии и вдоль одной стены. Особенно удастся этот эффект в том случае, когда противоположная стена отделана светоотражающим материалом. Объем жилого помещения также можно скорректировать с помощью грамотно организованного освещения. Происходит это при «игре» яркостью света. Так, чем меньше степень освещения комнаты, тем более компактной она предстает визуально.

Управление освещением

При организации освещения в квартире роль, не меньшую, чем светильники, играют электроустановочные изделия, представляющие собой розетки, датчики движения, диммеры, различные выключатели, сенсорные панели .

Их месторасположение необходимо определить заранее и, как правило, это делается совместно с инженером-электриком или лицом, ответственным за ремонтные работы в вашем доме. После этого создается специальный проект, предусматривающий расположение розеток, выключателей, светильников. Это позволяет со стороны оценить возможность управления светом из разных точек помещения.

Таким образом, лишь следуя ряду правил и условий, можно реализовать удивительный световой сценарий в комнатах своей квартиры.